Новости

Самая большая школа Тюмени

09:09 04.10.2017

Самая большая школа Тюмени

1 сентября 2017 года открылась самая большая Тюменская школа, в которой будут учиться более 2,5 тысяч школьников, которые раньше должны были ездить в другие районы города.

Для остекления этого...

все новости →


Эксплуатация и ремонт металлических кровель



Техническое содержание конструкций крыш и чердачных помещений включает:
– периодическую очистку от мусора и снега;
– обследование и текущий ремонт, связанный с ликвидацией отдельных неисправностей в конструкциях;
– проведение мероприятий, направленных на улучшение температурно-влажностного режима помещений и конструкций.


Очистка крыш

Необходимо производить регулярную очистку кровель от мусора (песка, грязи и т.д.), а также от снега и наледей при наружном водоотводе. Нельзя при очистке кровли сметать листья и хвою в воронки водостоков, так как, попадая туда, они прилипают к стенкам труб и, загнивая, способствуют развитию коррозии. Водостоки прочищают весной.


Несущие конструкции кровли (стропила, обрешетки) рассчитаны на определенную снеговую нагрузку. Превышение ее вызывает прогиб несущих элементов, вследствие чего нарушаются соединения кровельного покрытия и образуются протечки. В связи с этим необходимо периодически сбрасывать снег при большом его скоплении и в период оттепели, когда таяние снега может привести к протеканию кровли, к значительному обледенению свесов и водосточных устройств.


Снег с крыш удаляют с ходовых деревянных трапов только деревянными лопатами, оставляя нетронутым прилегающий к кровле пятисантиметровый слой, чтобы не повредить кровельное покрытие. Чтобы избежать односторонней перегрузки крыши, уборку следует производить равномерно с обоих ее скатов. Особое внимание должно уделяться расчистке желобов, разжелобков (ендов), лотков и воронок. Применять стальные лопаты и ломы, а также ходить по кровле категорически запрещается. После очистки проверяют техническое состояние крыши. Образующиеся на свесах наледи периодически удаляют, не допуская появления сосулек.


Для уменьшения образования наледей стальные кровли окрашивают антиобледенительными составами, которые наносят только на сухую поверхность, очищенную от ржавчины, непрочной старой окраски, пыли и грязи. Первый слой покрытия состоит из эпоксидной эмали и грунт-шпатлевки, второй слой содержит водоотталкивающие кремнийорганические соединения.


Обследование кровель

Для выявления дефектов в конструкции крыш и кровли следует проводить периодические наружные обследования.


При обследовании кровель и чердачных помещений необходимо:
– обращать внимание на состояние и целостность материала кровель, соединений кровельных элементов, состояние обрешетки, стропильных ног и мест их сопряжений;
– выявлять наличие и качество креплений кровельного покрытия к основанию;
– определять состояние опор, карнизов и несущих конструкций чердачных перекрытий, вентиляционных отверстий и слуховых окон, мест сопряжений конструкции, проходящих через кровельные покрытия, инженерного оборудования, находящегося в пределах чердачных помещений, разводки центрального отопления, расширительных баков, вентиляционных коробов и шахт, вентиляционных устройств и т.д.


Техническое состояние кровель необходимо проверять как снаружи, так и со стороны чердака «на свет». В отдельных случаях неплотности кровель устанавливают по наличию мокрых пятен или снега на обрешетке и утеплителе чердачного перекрытия. Перед осмотром кровля очищается от мусора, листьев и пыли.


Основные дефекты деревянных несущих конструкций крыш, которые могут возникнуть при их эксплуатации и требуют устранения, – это появление усушечных трещин, раздвижка и выпадение вырубок, плохо скрепленных скобами и болтами, нарушение соединений в сопряжениях стропил, разрушение гидроизоляции, отделяющей мауэрлат от каменных конструкций, прогиб стропильных ног, гниение мауэрлатов, стропильных ног, обрешетки и других элементов.


Основные дефекты кровель:
– фальцевых – ослабление соединения гребней и фальцев, пробоины и свищи, вызванные температурными деформациями, хождением по кровле, неправильной очисткой от снега и льда, наличие одинарных фальцев в водоотводящих устройствах; у стальных фальцевых кровель еще может наблюдаться коррозия металла, разрушение окраски или защитного цинкового слоя;
– кровель из штучных элементов (профилированных листов, металлочерепицы) – повреждения и смещения отдельных элементов, отсутствие сопрягаемых элементов, неплотности в местах сопряжений с выступающими над крышей конструкциями и оборудованием, ослабление крепления элементов кровель к обрешетке, наличие протечек через раскрывшиеся стыки элементов.


Основным дефектом утеплителя является его повышенная теплопроводность, вызванная намоканием в период строительства, протечками и выпадением конденсата внутри покрытия или плохо выполненной пароизоляцией.


Разрушающее действие на кровли оказывают наледи на карнизах, которые образуются в зданиях при неорганизованном водостоке в результате больших тепловыделений. При таянии снега вода, стекая по уклону, попадает на охлажденные металлические части карниза, замерзает и образует на свесах ледяной порог, толщина которого может достигать значительных размеров. При изменении температуры, с учетом коэффициента линейного расширения льда и кровли, разрушаются места сопряжений металлической отделки карниза и кровельного ковра и вода попадает внутрь помещения.


Текущий ремонт несущих конструкций крыш

Текущий ремонт деревянных несущих конструкций крыш включает выправку и замену обрешетки, замену подкладок, мауэрлатов, ремонт стропил, стоек, прогонов, подкосов, слуховых окон.


Все деревянные конструкции, применяемые при ремонте, должны быть антисептированы, а затем обработаны антипиреновыми составами.


При обнаружении загнивания или местных повреждений обрешетки необходима замена элементов с предварительным раскрытием кровли. Участки, пораженные гнилью, необходимо удалить и сжечь. Вновь укладываемые бруски обрешетки должны быть такого же сечения, что и оставшиеся, иначе могут возникнуть перегибы плоскости кровли с последующим нарушением водоотвода и снижением срока службы фальцевых соединений.


Выправку деформаций обрешетки можно производить с чердака без раскрытия кровли. На обрешетку в поперечном направлении с внутренней стороны нашиваются бруски или доски в середине пролета между двумя стропильными балками так, чтобы по обе стороны от деформированного бруска обрешетки дополнительный брусок закреплялся на соседних элементах, сохраняющих правильное положение. Такое крепление дополнительного бруска выправляет положение деформированного элемента и обеспечивает необходимую жесткость основания кровли.


Поверхность отремонтированного кровельного основания проверяется при помощи реек. Просветы между рейкой длиной 1 м и основанием под кровли из штучных материалов должны быть не более 5 мм. При деформациях или частичном разрушении стропильных подкосов и стоек эти элементы могут быть заменены или отремонтированы. Концы стропильных ног могут заменяться боковыми накладками, деревянными или металлическими протезами.


При ремонте стропильных конструкций необходимо устройство временных креплений стоек, подкосов и др. Временные крепления должны опираться на несущие конструкции: стены и балки перекрытий. Для предупреждения возможной перегрузки балок на трех-четырех балках укладывается распределительный брус. Ремонтируемая стропильная нога вывешивается на минимально необходимую высоту, поврежденный конец удаляется. Мауэрлат очищается от остатков гнили и антисептируется. Затем к мауэрлату прирубается вставка или подготавливается опора для протеза; протез или накладку укрепляют на ремонтируемой стропильной ноге и, освободив ее от временного крепления, осторожно опускают до опирания на мауэрлат. После этого устанавливается необходимое крепление, проверяется качество выполненных работ, а также исправность кровельного покрытия над отремонтированным участком. Провисание стропильных ног устраняется подведением дополнительных опор после предварительного выравнивания временными креплениями.


При замене мауэрлатов и подкладок стропильные конструкции вывешиваются на участке 1,5-2 м на минимально необходимую высоту. Поврежденный участок удаляется, остатки гнили тщательно вычищаются, смежные конструкции антисептируются. На освобожденном месте закладывается слой гидроизоляции. Вывешенные конструкции прирубаются к вновь укладываемой части мауэрлата (подкладке) и опускаются так, что опорная конструкция (мауэрлат или подкладка) устанавливается на место. Затем устраиваются необходимые постоянные крепления, а временные убираются.


Ремонт стальных кровель

Ремонт стальных кровель выполняют в сухую погоду. Вначале устраняют повреждения в разжелобках, настенных желобах, на карнизных свесах. Ремонтируют все поврежденные места в рядовом покрытии скатов, причем в первую очередь в нижних частях, а затем в средних и верхних. В последнюю очередь ремонтируются фронтонные свесы, места примыканий к стенам, воротники слуховых окон, дымовых и вентиляционных труб и другие выступающие элементы крыши.


Настенные желоба и разжелобки при устройстве кровли укладывают со значительно меньшими уклонами, чем рядовое покрытие, и они больше подвергаются воздействию коррозии, поэтому при ремонте нередко требуется частичная или полная замена этих элементов. При смене желобов и разжелобков нужно делать надставки к рядовому покрытию, так как использовать старые лежачие фальцы рядового покрытия для соединения их с новыми или обрезанными желобами или разжелобками невозможно.


В карнизном покрытии исправляют все погнутые места нахлесток картин, выравнивают линию свеса и места крепления его на костылях. Поврежденные в картинах места вырезают и заменяют новыми. В рядовых полосах целые листы или картины заменяют в том случае, если на них много повреждений (пробоины, свищи). Если пробоины и свищи находятся на части листа, а остальная поверхность в удовлетворительном состоянии, то меняют только поврежденную часть на всю ширину полосы. С этой целью раскатывают гребни и вырезают из полосы поврежденный участок. Затем на верхнем и нижнем концах полосы отгибают кромки под лежачие фальцы по стоку воды и на место удаленной части полосы укладывают заплату. Вначале заплату соединяют с верхней и нижней частями рядовой полосы, а потом с гребнями. Все поперечные соединения заплат и листов в полосах выполняют на брусках обрешетки. Новые кляммеры устанавливают на тех же местах, где стояли старые.


Мелкие свищи и пробоины очищают от грязи, ржавчины и краски стальной щеткой и на них ставят заплаты из стали или ткани, пропитанной густотертым суриком. Снаружи и со стороны чердака на заплату наносят густую герметизирующую пасту или густотертый сурик толщиной слоя 2-3 мм. Поврежденные места по периметру перекрывают на 30-40 мм.


Раскрытые в процессе эксплуатации фальцы и гребни выправляют, промазывают герметизирующими мастиками и уплотняют. Для герметизации фальцевых соединений и стыков применяют различные акриловые и полиуретановые герметики, например мастику «Агер» (ООО «Техпласт»). Следует, однако, иметь в виду, что акриловые мастики нельзя хранить и наносить при отрицательных температурах.


Кровлю, отремонтированную заплатами или целыми листами, окрашивают масляной краской. Если окраска кровли находится в удовлетворительном состоянии, то окрашивают только заплаты или новые листы.


Заплаты накладывают следующим образом. Густотертый железный сурик разводят натуральной олифой с таким расчетом, чтобы краска была гуще, чем для малярных работ. В приготовленную краску кладут сухие заплаты и выдерживают 10-15 мин. Затем заплаты вынимают и отжимают излишки краски. После этого заплаты накладывают на подготовленные (закрашенные) места и приглаживают руками или жесткой кистью. Особенно тщательно следует приглаживать края. Через 5-10 дней, когда заплаты высохнут, приступают к окраске кровли.


Кровлю очищают от пыли и мусора веником или щеткой, а затем окрашивают суриком, охрой или зеленой краской. Краску растушевывают вдоль ската. Сначала рекомендуется окрасить спуск кровли, а затем идти от конька к спуску. Спуски всегда окрашивают на один раз больше, чем основную кровлю, т.к. на них дольше задерживается влага, и они быстрее приходят в негодность.


При окрашивании кровли за два раза краска для первого слоя должна быть более жидкой, чем для второго. Второе окрашивание выполняют через пять-семь дней после первого, когда краска полностью высохнет.


Ляпидевская О.Б., кандидат технических наук



Назад в раздел