Новости

Самая большая школа Тюмени

09:09 04.10.2017

Самая большая школа Тюмени

1 сентября 2017 года открылась самая большая Тюменская школа, в которой будут учиться более 2,5 тысяч школьников, которые раньше должны были ездить в другие районы города.

Для остекления этого...

все новости →


Кровли из мастичных материалов



30 лет назад за рубежом были широко распространены кровли из армированных и неармированных мастичных материалов.


Мастичные кровли из виниловой смолы, армированной рубленым стекловолокном, применяют в США. При этом гидроизоляционный мастичный ковер устраивают по одному, уложенному насухо слою из перфорированного рубероида на плоских покрытиях. На покрытиях с большим уклоном, а также сложной конфигурации мастичный ковер наносят без прокладки рулонных материалов специальным пистолетом-напылителем системы «моноформ» фирмы «Флинкотт».


В США мастичные кровли устраивают путем нанесения мастики на основание при помощи пистолета-напылителя, который выбрасывает эмульсию и «пули» из минеральной ваты. Все это, выходя из сопла, смешивается и ложится на поверхность основания покрытия, образуя пленку гидроизоляции, армированной волокнами стекловолокна. Стекловолокно находится в контейнере со специальной крышкой. Контейнер располагается на спине оператора. Внутри контейнера стекловолокно находится в виде жгута, который через отверстие в верхней части конусообразной крышки контейнера поступает в центральный ствол пистолета-напылителя. Механический нож, имеющийся в этом стволе, разрезает жгут на отрезки длиной 2-3 мм. Два боковых сопла веерообразно выбрасывают эмульсию. Битумная эмульсия к пистолету подается компрессором. Поверхность нанесенной напылителем эмульсии покрывается защитным слоем из посыпки (искусственным песком из скальных пород, вермикулитом, реечным песком, алюминиевой пудрой или декоративной чешуйчатой посыпкой). Для устройства покрытия указанным способом требуется 22,7 л эмульсии и 1,35 кг стекловолокна на 9,26 м² кровли, состоящей из одного слоя. Производительность звена рабочих, состоящего из трех человек, составляет 1,3-1,5 тыс. м² покрытия в смену. Этот метод может быть применим и для обработки стен, создания звукоизоляции и защиты конструкции от коррозии.


Немецкая фирма разработала гидроизоляцию «ферезол» для устройства плоских кровель промышленных зданий с большим процентом относительной влажности воздуха внутри здания. При этом применяют «ферезолы» с тканью, пропитанной медистыми соединениями, с прокладкой из искусственного волокна, а также в сочетании с любым рулонным теплоизоляционным материалом.


Работы по устройству кровли этого типа выполняют следующим образом. На основание под кровлю укладывают подстилающий вентилируемый слой из стекловолокнистого рулонного материала, имеющего овальные отверстия через 100 мм и посыпку из крупного гравия с нижней стороны, обращенной к основанию.


По подстилающему вентилируемому слою наносят горячую или холодную битумную или битумно-резиновую мастику, которая, проходя через отверстие в подстилающем слое, точечно приклеивает его к основанию. После этого расстилают полотнища пароизоляции из «ферезола», иногда сразу приклеивая их, и укладывают теплоизоляционный слой из стекловолокнистого материала и после нанесения мастики водоизоляционный ковер. Каждый гидроизоляционный слой устраивают из мастичного слоя, армированного «ферезолом» с джутовой тканью, пропитанной медистыми соединениями.


По водоизоляционному ковру устраивают защитный слой на мастике.


Применение в конструкции кровли подстилающего вентилируемого слоя из стекловолокнистого дырчатого материала с гравийной посыпкой на нижней его поверхности и точечное крепление к основанию создают эффективную систему дренажа при влажных испарениях от здания или утеплителя и образование волн и мастичных подъемов ковра кровли.


Немецкая фирма по деревянным основаниям применяет гидроизоляцию «папполайн» с верхним слоем из пропитанного картона, имеющим защитный слой из мелкого гравия.


Кровельный ковер этой конструкции чаще всего устраивают из трех армированных слоев. Первый, нижний слой из битумокартона, укладывают на деревянное основание насухо и крепят при помощи сетки из стальной оцинкованной проволоки диаметром около 1 мм, прибиваемой оцинкованными гвоздями длиной 5 см с широкими шляпками. Проволочную сетку располагают параллельно свесу кровли или по диагонали под углом 45°.


На стальную сетку наносят мастику до тех пор, пока она полностью не покроет сетку. Каждый гидроизоляционный слой после нанесения мастики армируется рулонными материалами типа «папполайн».


Трехслойный кровельный ковер с защитным слоем из мелкого гравия рассчитан на эксплуатацию в течение 15 лет без ремонта, двуслойный ковер – на 10 лет.


Немецкая фирма применяет конструкцию кровли, укладываемой на утеплитель. Утеплителем являются пеноплиты марки «термопор», на нижней стороне которых прорезают вентиляционные борозды для вентиляции кровли. Эти плиты приклеивают битумной мастикой к железобетонному основанию. Гидроизоляционный ковер двуслойный из битумной мастики, армированной минерально-волокнистым рулонным материалом «лаватерм».


Верхняя наружная поверхность ковра защищается слоем гравия с размером зерен от 2-х до 5 мм, укладываемого по битумной мастике.


Гарантийный срок службы этих кровель – 30 лет; при этом через 10 лет защитный слой заменяют.


Немецкая фирма разработала конструкцию кровли из пропитанного картона и теплоизоляционных плит, укладываемых по профилям из оцинкованных стальных листов.


Гидроизоляционный ковер, образуя три слоя, укладывают таким образом, чтобы полотнища каждого вышележащего слоя перекрывали на 2/3 нижние полотнища. В зависимости от применяемых кровельных материалов рулонные полотнища приклеивают на битумной мастике, как, например, пропитанный картон, или укладывают без приклейки по набравшей прочность мастике или эмульсии.


По кровельному ковру укладывают защитные посыпки из гравия на битумной мастике.


Немецкие фирмы применяют конструкцию покрытия «грайс», состоящую из вентиляционного, теплоизоляционного и гидроизоляционного слоя «бергла». По любому основанию укладывают насухо теплоизоляционные маты из дробленой пробки типа «кортум», прикрепляемые через оцинкованные ленты гвоздями (к деревянным и гвоздимым бетонным и железобетонным основаниям). По этому слою приклеивают также пробковые маты типа «кортум» и расстилают полотнища из пропитанного битумной мастикой стекловолокна типа «бергла» таким образом, чтобы полотнища при укладке параллельными рядами наполовину перекрывали нижние, образуя два слоя водоизоляционного ковра.


По стекловолокнистым армирующим прокладкам наносят слой горячей битумной мастики до их полной пропитки, а затем на холодной мастике защитный слой из гравия.


Гарантийный срок эксплуатации этой кровли 10 лет.


Конструкцию покрытия немецкой фирмы устраивают следующим образом. Железобетонные несущие плиты после заделки их швов раствором огрунтовывают холодным битумным раствором и расстилают полотнища дырчатого рулонного материала типа «дрейндур», который имеет на нижней стороне защитный слой из гравия, укладываемый вниз. По этому рулонному материалу наносят горячую битумную мастику, которая, проходя через овальные отверстия, точечно приклеивает полотнища «дрейндур». Этот слой горячей мастики также приклеивает к основанию и рулонную теплоизоляцию из стеклянного волокна. По рулонному утеплителю, который одновременно воспринимает растягивающие усилия гидроизоляции, последовательно наносят два слоя водоизоляционного ковра из горячей битумной мастики, имеющей температуру 200°С. По этой гидроизоляции укладывают защитный слой из цветной посыпки в количестве 1,8-2 кг/м². При этом нельзя применять искусственно измельченный камень, острые грани которого при движении по крыше легко разрезают мастичный водоизоляционный ковер.


Горячие мастики подают на крышу по трубопроводу специальными битумными насосами; гравий и песок для устройства защитного слоя подают также по трубопроводам пневматическим способом, используя компрессор производительностью 17 м³ воздуха в минуту. Распределение этой посыпки производят вручную жесткими щетками.


В США разработана конструкция плоских покрытий с мастичной кровлей на промышленных зданиях, используемых как посадочные площадки для вертолетов. Технология производства кровельных работ применяется следующая. По ровной, но шероховатой поверхности железобетонного основания укладывают неупругий тепло-, звукоизоляционный слой, по которому наносят водоизоляционный мастичный ковер из специально подобранных составов асфальтовой мастики или наклеивают слой картона, пропитанного битумом. Защитное покрытие устраивают из песка, легкого бетона и цементно-песчаной стяжки, разделенных на квадраты 4,8х4,8 м² сплошными компенсационными швами шириной 2,5 см, которые заполняют прессованной пробкой, пропитанной битумом.


Непосредственно по водоизоляционному ковру наносят слой песка толщиной 40-50 мм, который гасит механические удары, возникающие при посадке вертолетов. По песчаному слою укладывают листовую медь и монолитный слой из легкого бетона, затем над деформационными швами прокладывают компенсаторы из листовой меди шириной 230 мм и цементно-песчаную стяжку толщиной 40 мм, заполняя компенсационные швы между ними прессованной пробкой, пропитанной битумом. Стяжку огрунтовывают битумным раствором и окрашивают латексами с добавкой пигментов или полимерами.


Отличие конструкции кровли, разработанной фирмой США, от других конструкций водоизоляционного ковра с применением пропитанного битумом картона заключается в технологии устройства этого ковра. Полотнища каждого слоя расстилают таким образом, чтобы вышележащий слой перекрывал 3/4 ширины полотнищ нижнего слоя, в результате чего кровля получается трехслойной.


Эта конструкция и технология производства кровельных работ широко распространена в США и Германии при устройстве плоских покрытий промышленных зданий. Гарантийный срок эксплуатации таких кровель 15 лет.


Во Франции на строительстве промышленных и сельскохозяйственных зданий с плоскими покрытиями из железобетона устройство защитного слоя предусматривается из воды, толщина слоя которой зависит от климатических условий. По мнению французских специалистов, железобетонное плоское покрытие с защитным слоем воды водонепроницаемо и без устройства гидроизоляционного ковра. При устройстве железобетонного покрытия с водной защитой тщательно заделывают рабочие швы во избежание утечки воды. При этом вода как изоляция имеет большое значение, так как практически исключает температурные деформации бетона и связанное с этим образование трещин. Для железобетонных покрытий без гидроизоляции толщина защитного слоя воды принята 25-30 см. В самое холодное время года при такой толщине водяного слоя может образоваться лед толщиной до 24-25 см, сохраняя тонкий слой воды с температурой не ниже ±0°С. Во избежание выщелачивания бетона в воду, являющуюся защитным покрытием, добавляют небольшое количество извести, обеспечивая биохимическую потребность в водороде рН=6 г/л.


В процессе эксплуатации промышленных зданий с плоскими покрытиями, защищенными слоем воды, один раз в год, в пасмурные дни, воду удаляют и смывают остатки грязи с крыши.


Толщина защитного слоя воды зависит от средней температуры окружающей среды и интенсивности испарений. По расчету, максимальная толщина защитного слоя воды для плоских покрытий в США достигает 15 см.


В Германии и Англии при устройстве плоских покрытий (с уклоном до 6 %) гидроизоляционный слой рекомендуют устраивать из асфальтовых мастик, которые варят при температуре 180-200°С.


Основания под такие кровли устраивают сборными или монолитными; неровности поверхности не превышают 5 мм при проверке двухметровой рейкой; теплоизоляция не деформируется при движении по ней рабочих и выдерживает кратковременную температуру до 250°С.


Гидроизоляционный ковер наносят по подстилающему разделительному слою (уложенному насухо стеклохолсту толщиной 2 мм, бумаге или картону) из асфальтовых мастик, имеющих температуру 160-230°С. Укладывают мастики в два слоя кровельными машинами в виде передвижных бункеров с электропрогревом; сначала устраивают первый слой толщиной 10 мм таким образом, чтобы рабочие швы в слоях при укладке смещались относительно друг друга, а компенсационные швы асфальтовой гидроизоляции совпадали со швами несущего покрытия. Эти швы после устройства мастичного ковра заливают специальным составом.


После полного остывания гидроизоляционного слоя укладывают второй, защитный слой толщиной 5 мм также из мастик, имеющих температуру 160-230°С. Если этот слой верхний, его сразу натирают светлым песком, пока не остыла асфальтовая мастика, а затем окрашивают известковым молоком или подобной краской белого цвета.


Нижний гидроизоляционный слой устраивают из более пластичной асфальтовой мастики на мелкозернистом наполнителе, обильно насыщенном битумом. Защитный слой из литого асфальта имеет следующий состав (в % по массе):

Битум7-10
Минеральный наполнитель (порошок):
с частицами 0,09 мм20
с частицами 0,09-2 мм38-35
с частицами 2-6 мм (высевки –
шплит или гравий)
35

Если кровля не подвергается большим механическим нагрузкам, особенно сосредоточенным, то при малых равномерно распределенных нагрузках защитный слой устраивают из асфальтовой мастики следующего состава (в % по массе):

Битум10-16
Минеральный наполнитель:
с частицами 0,09 мм 25-40
причем частиц размером 2 мм
не более 10 % 
65-44

Конструкцию покрытия с пробковой теплоизоляцией и асфальтовой гидроизоляцией, разработанную в Германии, выполняют следующим образом. На шероховатую поверхность железобетонного основания насухо укладывают изоляционную бумагу массой


50 г/м² и сверху горячую асфальтовую мастику, имеющую температуру 180°С, которая является пароизоляцией. По горячему асфальту раскладывают теплоизоляционные пробковые плиты, их покрывают войлочным картонным рулонным материалом, который одновременно воспринимает растягивающие усилия, возникающие в кровле при деформации покрытия. По сухому войлочному картону наносят водоизоляционный слой из горячей асфальтовой мастики и после ее охлаждения слой литого асфальта, имеющего температуру 200-220°С. Рабочие швы при укладке этих слоев устраивают вразбежку таким образом, чтобы швы нижнего слоя не совпадали со швами верхнего. Литой асфальт окрашивают в белый цвет известковым молоком или алюминиевым составом или посыпают светлым гравием.


В Англии асфальтовые кровли указанных видов выполняют и по полым асбестоцементным плитам, которые при этом тщательно выравнивают, устраняя перепады между плитами, и жестко сопрягают их стыки, особенно в местах примыканий кровель к вертикальным поверхностям частей зданий.


По подготовленной поверхности насухо расстилают подстилающий слой картона и по нему укладывают три слоя горячей асфальтовой мастики: первый слой толщиной 18 мм и после остывания средний и верхний – по 12 мм. Гидроизоляционный ковер окрашивают в белый цвет алюминиевыми или известковыми составами и на плоских покрытиях заливают тонким слоем воды толщиной 4-6 см.


Немецкая фирма разработала конструкцию кровли с применением горячей шпаклевки «габелит», которую выполняют следующим образом. По огрунтованному железобетонному основанию вплотную друг к другу расстилают полотнища стекловолокнистого рулонного материала «дрейндур» с овальными отверстиями, сверху укладывают оцинкованную металлическую сетку в количестве 5 кг/м2 и слой битумной шпаклевки «габелит», которая точечно крепит к основанию нижние слои, а также приклеивает теплоизоляционный слой от 15 до 60 мм из пеноплит «стиропор» размером 50х100 см. При необходимости увеличения толщины утеплителя на горячей битумной мастике сверху укладывают плиты «оденвольд» размерами 50х125 см, толщиной 100-150 мм.


По теплоизоляционному слою расстилают оцинкованную сетку и наносят гидроизоляционный ковер из горячей шпаклевки «габелит» в количестве 9 кг/м². После остывания шпаклевки на холодной битумной мастике укладывают защитный слой из посыпок гравия в количестве 20 кг/м².


Немецкие фирмы разработали конструкцию мастичной кровли «рюзит» из битумной эмульсии, армированной стекловолокном и джутовой тканью, которую выполняют следующим образом. По основанию, огрунтованному битумной эмульсией (260 г/м2), на горячей мастике укладывают пароизоляцию из рулонной алюминиевой фольги «альфоль» толщиной 0,06-0,1 мм и также на горячей мастике теплоизоляционные плиты «гераклит» объемным весом 440 кг/м², толщиной 15, 25, 35, 75 и 100 мм и площадью 2х0,5 м².


По утеплителю наносят битумную эмульсию, устойчивую температуре от –15 до +140°С, и после ее высыхания расстилают полотнища стекловолокна, затем снова слой эмульсии, которую после высыхания армируют рулонной джутовой тканью. Верхний гидроизоляционный слой устраивают из эмульсии, армированной стекловолокном.


В кровлях, устраиваемых из 4-6 слоев, мастичные слои армируют поочередно стекловолокном и джутовой тканью.


Полотнища армирующих прокладок расстилают с продольным и поперечным нахлестами 100 мм. По гидроизоляционному ковру укладывают защитный слой из сланцевой мелочи с размерами частиц 1-1,25 мм, которую приклеивают на холодной битумной эмульсии.


Гарантийный срок эксплуатации на плоских покрытиях 8 лет. После этого заменяют защитный слой.


В промышленном строительстве Англии широко применяют безрулонные кровли из патентованных неармированных битумных мастик и эмульсий. В Восточной Европе широко распространены мастичные неармированные кровли из битумно-латексных эмульсий, наносимых трехствольными пистолетами.


Сокова С.Д., профессор



Назад в раздел