Витраж для потолка




Витраж (от фр. vitre – оконное стекло) – это особый вид монументально-декоративного искусства. Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле. Витраж часто играет доминирующую роль в помещении, как магнитом притягивая к себе взгляды и завораживая. Поэтому место и размеры витражной композиции лучше определить на этапе проектирования интерьера.

Новейшие технологии производства стекла значительно расширили возможности функционального использования витража. Наряду с привычным использованием витража как заполнения световых проемов окон, дверей, фонарей, все чаще стали встречаться приемы, где стекло используется в самых непредсказуемых вариантах таких, как декор потолков.
Уникальные характеристики витража особенно интересны именно в жилом интерьере.

Благодаря своей светопропускной способности плоскость витража может служить прекрасным приемом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства. Стоит особенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Витраж немыслим без света, поэтому способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его позволяет создавать в интерьере с помощью витража необычные цветовые решения.

Настоящий наборный витраж состоит из цветных стекол и каркаса.

В зависимости от типа каркаса различают две технологии изготовления витража: крепление протяжкой и техника Тиффани.

Протяжкой называется металлический прут Н-образного профиля. В его пазы с двух сторон вставляются стекла, а затем края, плотно охватывающие стекло, крепко сжимаются. Чаще всего в витраже используют стекло толщиной 4 мм, но протяжка способна надежно удерживать стекло толщиной 3-6 мм и даже 10 мм. Металлический прут делают из латуни, меди, бронзы, а в последнее время даже из мельхиора. Выбор металла для протяжки продиктован, как правило, соображениями эстетики. Самый ходовой материал – золотистая латунь. С мельхиором работать сложней, сама протяжка дороже, однако на общую стоимость работ это влияет незначительно. В протяжке имеет смысл делать витражи, основу которых составляют геометрические композиции. Они выглядят очень стильно, свежо и без труда монтируется практически в любой интерьер.

Под техникой Тиффани подразумевается изготовление паяного каркаса. Кусочки стекла оборачиваются по контуру медной фольгой, стыкуются и заливаются оловом. Оловянный стык в витраже выглядит не очень красиво, поэтому обычно его покрывают черной или медной патиной. Такой витраж хорошо смотрится даже в небольших помещениях, потому что пайкой можно выполнить контур толщиной всего в 1-2 мм. Совсем тонкие узорные линии наносятся особой краской. При последующем обжиге краска вплавляется в структуру стекла и становится долговечной.

Техника Тиффани в большей степени позволяет почувствовать рукотворность витража, потому что линии, проведенные паяльником, имеют неодинаковую толщину, более пластичны и выразительны. Своим происхождением она обязана Льюису Тиффани – сыну известного ювелира, который в конце XIX в вместе с Джоном Ла Фаржем разработал технологию получения стекла разных оттенков и степени прозрачности. В отличие от стекол чистых цветов, популярных в средневековье, Тиффани научился получать фактурные стекла (которые впоследствии стали носить его имя), экспериментируя с разными добавками. Его стекольная продукция пользовалась необычайной популярностью.

Подавляющее большинство витражей выполнено в технике Тиффани. Стекло, благодаря своим уникальным свойствам, открывает бесконечные возможности для творчества и реализации новых идей. Техника Тиффани позволяет изготавливать объемные витражи, в которых отдельные элементы витража сделаны выпуклыми или вогнутыми. Это придает витражу дополнительную оригинальность и неповторимость. При работе в этой технике каждый кусочек стекла обтачивается, оборачивается в медную ленту, а затем спаивается с другими элементами витража. Техника Тиффани позволяет использовать больше мелких деталей, при этом линии рисунка на витраже получаются быть тонкими и изящными.

Псевдовитражи, подделывающиеся под технику Тиффани, выполняются по эрзац-технологии. Нарезанные по картону, калькам или шаблонам цветные стекла оборачиваются по краям полоской тонкой медной фольги с нанесенным на нее клеем. Затем все стекла соединяются, спаиваются между собой и облуживаются оловянным припоем и тонируется специальными препаратами.

Существует и «бескаркасный», живописный витраж, который собирается из цветного стекла, расписанного керамическими красками. После обжига краски спекаются со стеклом и составляют одно целое. Упрощенные варианты витража многочисленны и весьма многообразны. В одном случае делают пленочный псевдовитраж, в котором рисунок создается прозрачной пленкой. В другом витраж имитируют наклеенной на стекло прозрачной бумагой с готовым узором или обычной раскраской стекол масляными красками без всякого обжига. Популярные в советское время дешевые, «сниженные» варианты витража сильно дискредитировали эту технику. Ведь при росписи стекла и дальнейшем спекании остается тонкая пленка, которая лишает краски сочности, а покрытия лаками и пленками зачастую выглядят скучно, безжизненно и дешево.


По материалам справочника «Потолки. Технологии работ»
Издательство «Стройинформ»



Назад в раздел