Автобетононасосы предназначены для приема бетонной смеси от бетонотраспортных средств и транспортировки ее к месту укладки с помощью бетонораспределительной стрелы. Основными производителями отечественных, а также поставщиками импортных бетононасосов, являются фирмы «CIFA», «Sermac», «GBS machine», «Путцмайстер АГ», «Schwing», «Туймазинский завод автобетоновозов», «Монобетон», «Евротехцентр», «Италтехимпорт».
Используются бетононасосы, как правило, при возведении зданий и сооружений из монолитного бетона или железобетона. Оптимальная температура эксплуатации автобетононасосов от -5 до +40°С. Эффективность их работы и долговечность во многом зависит от качества бетонной смеси. Ниже приводится описание некоторых типов бетононасосов, представленных на отечественном рынке.
Автобетононасос СБ-170-1 (Туймазинский завод автобетоновозов)
При использовании стационарного бетоновода высота подачи смеси может быть увеличена до 80 м по вертикали. Тип привода – гидравлический. В качестве базового шасси применяется автомобиль КамАЗ-53213. Двигатель – дизельный с турбонадувом.
Автобетононасос СБ-170-3 (Туймазинский завод автобетоновозов)
Автобетононасос монтируется на шасси автомобиля «Урал 4320-1912». Трансмиссия: пятиступенчатая коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка с межосевым блокируемым дифференциалом. Шины – широкопрофильные с регулируемым давлением ИД-П284 НС (PR). Двигатель жидкостного охлаждения – ЯМЗ-238М2 дизельный, V-8.
Автобетононасос СБ-126А (Туймазинский завод автобетоновозов)
Автобетононасос монтируется на шасси автомобиля КамАЗ. Конструкция его состоит из следующих элементов: распределительная стрела, рама, приемная воронка, распределительное устройство, опорные стойки, поворотное устройство, цилиндро-поршневая группа, приводы гидронасоса, компрессор, гидробаки, выносные опоры, пульты управления, гидросистема и электрооборудование.
Автобетононасос CIFA Metro 31 (Италия)
Стандартная комплектация моделей РА 907, РА 1206, РА 1506 включает жесткую сверхпрочную раму X-образной конфигурации гидравлическую, вращающуюся, распределительную, с 5-секционной стрелой длиной 31 м (причем 1-я секция – 90°, 2-я – до 180°, 3-я – до 240°, 4-я – до 180°, 5-я – до 240°). Кроме того, в основную комплектацию входят: четыре выносные опоры стабилизатора; трубопровод; гибкий шланг на конце стрелы; заборный бункер, укомплектованный виброуплотнителем; промывочный комплект бетоновода; водяной бак; водяной насос с давлением 30 бар; централизованная автоматическая система смазки; автономный беспроводной блок управления насосом и системный беспроводной блок управления двигателем и насосом.
Автобетононасос CIFA K2-X 32 (Италия)
Стандартная комплектация установки включает: жесткую сверхпрочную раму X-образной конфигурации (гидравлическая, вращающаяся, распределительная, с 4-секционной 31-метровой распределительной рукоятью), четыре стабилизатора, высокопрочные опоры для них, 5-дюймовый трубопровод, гибкий шланг на конце рукояти, заборный бункер, распределительный бункер с виброраспределителем, центральную автоматическую систему смазки, промывочный комплект для бетоновода, автономный бесшнурный блок управления насосом.
Варианты привода бетононасоса: карданная передача от двигателя шасси; вал отбора мощности; автономный двигатель DEUTZ BF 6 L 913.
Автобетононасос 4R32 Sermac (Германия)
Шасси: количество осей – 3; колесная база – 3 800-4 200 мм. Выносные лапы типа CL, X, I. Масса автобетононасоса со вспомогательной силовой установкой составляет 15 500, 14 500 и 15 700 кг.
Автобетононасос 4R36 Sermac (Германия)
Шасси: количество осей – 3; колесная база – 4 500-4 800 мм. Выносные лапы типа I. Масса автобетононасоса – 16 250 кг.
Автобетононасос 4R42 Sermac (Германия)
Шасси: количество осей – 4; колесная база – 5 700-6 000 мм. Выносные лапы типа I. Масса автобетононасоса - 22 500 кг.
Бетононасосы на автомобильном шасси системы «Pulsar» (GBS machine)
Насосная группа установлена непосредственно под разгрузочной трубой смесителя, а большая емкость приемного бункера (около 400 л) позволяет принимать бетон из других смесителей, поскольку имеет малую высоту.
Система «Pulsar» находится в сварной стальной коробке в масляной ванне и полностью изолирована от бетона. Регулировка конуса (S-образный затвор) осуществляется гидравлически постоянным и тангенциальным движением. Это исключает отказы систем реверса.
Гидравлическая стрела системы имеет три или четыре звена; высота подачи смеси от земли 17,5-30 м; тип сочленения Z; перемещения звеньев: первого – 90°, второго – 180°, третьего – 210°; общая масса от 2 000 кг до 5 100 тонн.
Автобетононасосы «Putzmeister»
Эти бетононасосы имеют секционные распределительные стрелы с высотой подачи от 16 до 55 м и мощную насосную технику с объемом подачи до 140 м³/ч. В автобетононасосах имеются С- или S-образные шиберы. С-образный шибер характеризуется прямой подачей бетона от насоса в бетоновод. Рабочий блок переключения шибера находится вне зоны бетона.
Автобетононасос KVM 34 XG (SCHWING)
Автобетононасос с мачтой 34 XG состоит из шасси, производительной насосной батареи, распределительной мачты. Шасси - серийные трехосные с допустимым общим весом 26 т. Для оптимального расположения насоса машины предусматриваются со средней длиной кабины.
Для типа KVM 34 XG насосные батареи предоставляются в двух вариантах исполнения – с диаметрами транспортирующих цилиндров 200 и 230 мм. Оба варианта в основном вписываются в исполнение с длиной хода 2 000 мм. В сочетании с двумя различными гидростатическими приводами можно достичь значительного объема транспортируемого бетона – до 90-150 м³/ч.
Несущие машины: «Mitsubishi» FV 415 PCLDUA, «Hyundai» FV 413 NL, «Mercedes Benz» MB 2631, «Volvo» FL 10. Управление мачтой осуществляется традиционно или с выносного поста с помощью радиоуправления.
Мagnum CIFA (Италия)
В отличии от автобетононасов, в машине данного типа объединены несколько функций: транспортировка бетона, подача бетона на высоту до 28 м, моментальная подача бетона в любую точку радиусом до 24 м. Данная машина является одновременно миксером, бетононасосом и распределительной стрелой. Бетоновод включает в себя цельноотливаемые колена и трубы.