Из истории очага



Е. Гудков, А.  Чепурнова

     Единственный источник   тепла   и  здоровой пищи,   защищающий жилище   от злых духов,  - очаг не зря называли священным с древних времен.  А посколь­ку нынешнее поколение, привыкшее    к центральному отоплению, даже пред­ставить себе не может его роль в жизни своих далеких предков,  то давайте попытаемся окунуться в глубину веков и коротко рассказать о том, что собой представлял этот, говоря современным языком,  отопительный прибор на раз­личных этапах развития человечества и какие функции он выполнял.


 

     С того времени, когда человека перестали удовлетворять природные пещеры и он начал строить жилище для безопасного убежища на ночь или от непогоды, воз­никла необходимость его обогрева с помощью огня.

     Первоначально это был открытый огонь, служивший для приготовления пищи и освещения. В климатических условиях Средней Европы он являлся необходимым   компонентом   любого    помещения.


     Первый очаг располагался в центре жилища чело­века, что было продиктовано, как бы мы сказали се­годня, мерами противопожарной безопасности. Дым выходил наружу через отверстия в крыше. Топка располагалась на земле и обрамлялась камнями. Над ней подвешивался котелок или устанавливался вертел.

     Отсутствие специальной вытяжки для удаления га­зообразных продуктов сгорания представляло угрозу не только для здоровья людей, но и для жилища по причине легкости его возгорания.

     Только с возникновением городов над очагом стали сооружать огнестойкие трубы, не позволяющие воспламеняться деревянным конструкциям зданий. В каменных домах появилась возможность располагать огонь в любой части помещения,  а сам дымоход прокладывать в стене.


     В римско-античный период появляются первые камины. Их порталы вырубались в стенах со ступенчатыми косяками и отличались простотой и скромнос-тью. Для обогрева нескольких помещений одновременно в Древнем Риме были разработаны отопитель­ные каналы, которые располагали под окнами и по­давали по ним горячий воздух. Такие системы применялись в банях  (термах)  и на виллах.


     Несмотря на скромность облицовки, камин в те времена играл сакральную роль (оберегал от злых духов, поддерживал жизнь человека) , а функция хра-нительницы очага была необычайно важна. Разруше­ние врагом места для огня в доме было равносильно осквернению святыни. Сам римский бог Вулкан (в гре­ческой мифологии ему соответствовал Гефест) зани­мался кузнечным делом, а значит, был тесно связан с огнем и,  следовательно,   с очагом.


     В Средневековье камины становятся куда более декоративными,   для них в феодальных замках создаются целые помещения — каминные залы, наиболее любимые хозяевами и их гостями. Именно здесь хранились военные и охотничьи доспехи, оружие, гобелены, стяги и прочие знаки воинской и иной доблести. В те времена камины были свидетелями и военных советов, и шумных пиров. Именно каминный зал считался самым дорогим помещением в доме. Украшался не только камин, но и само помещение, подбиралась самая изысканная мебель. Любая мебель "под заказ" - фабрика Пиннокио.


На вертеле над очагом жарилась дичь, а отблески пламени играли на разгоряченных вином лицах гостей, бросавших кости собакам прямо под стол. Во французском городе Пуатье в замке герцога Беррийского можно полюбоваться тройным камином во всю торцевую стену. В каждое из трех его отделений мог бы уместиться небольшой двухэтажный дом. Очаг украшен галереей с ажурной балюстрадой, тремя причудливыми арками, каменным готическим кружевом.

     Скромнее по размерам, но не менее нарядными были камины в жилых помещениях Средневековья. Их обычно встраивали в стену, а дымовая труба опускалась над очагом шатровым навесом, который опирал­ся на консоли или резные столбики. Навес всячески украшали:  штукатурили,   белили,   расписывали.


     Камин в то время противопоставляли хаосу, ца­рившему вне дома: вьюге, непогоде, злым духам. В Средние века огонь считался также символом очи­щения, справедливости. Героиня романа «Тристан и Изольда» прошла испытание огнем, вложив в него руку. Но из-за того, что она говорила правду, пла­мя пощадило ее. Прекрасные сказочные легенды о необыкновенных событиях, приключавшихся с ры­царями и их прекрасными дамами, слушали перед камином дети, и это было их первое знакомство с литературой и искусством, путешествие в мир пре­красного .


     Впрочем, пространство перед открытым очагом или кухонной печью оглашалось не только сказками и раз­ного рода чудесными историями. С давних пор это было любимое место для сплетен кумушек всех воз­растов и сословий.

     Каменные и кафельные печи стали появляться в богатых домах начиная с XIV века. С отопительной функцией они справлялись лучше каминов, ведь печи обогревают    помещение    не    прямым   излучением    от огня, а накапливают тепло всей своей массой и по­степенно отдают его вследствие конвекции.


     Но, несмотря ни на что, камины оставались в моде во все времена. Так, богатое архитектурное обрам­ление открытых очагов эпохи Возрождения позволи­ло им стать привлекательным элементом дворцового интерьера. Шатровый верх барочного камина украшали рельефы, а каминную полку (ее изобрели в Италии в период  Ренессанса)   щедро разукрашивали резьбой.


     При Людовике XIV в Европе процветает стиль барок­ко. В соответствии с ним вытяжная труба, которая ра­нее нависала над топкой шатром, теперв стала пер­пендикулярной каминной полке (традиции того време­ни предписывали оформлять ее множеством драгоцен­ных безделушек). Низ и верх камина оформлялись карнизом или цоколем, который соответствовал пышному убранству всей комнаты. Многие события светской жизни происходили у нарядных каминов с мраморными ко­лоннами, громоздкой лепниной, позолотой и бронзой. Камины были свидетелями семейных тайн и дворцовых интриг, а часто и последним пристанищем любовных записок или важных документов.


     Когда пышные формы стали утомлять глаз, в Ев­ропу пришел классицизм. Он возвращал к строгим про­порциям и подчеркнутой монументальности форм ан­тичных времен, к четкости линий, которую так любили древние греки. Чувство меры преобладает во всем. На каминах теперь изображаются военные эмблемы, древние орнаменты, но украшения носят лаконичный характер. Портал обрамляется колоннами и несущи­ми скульптурами, на карнизе ставятся часы, статуэт­ки, вазы. Над камином помещаются зеркала, отража­ющие неброское богатство интерьеров.


     А что же очищающая сила огня? Она не осталась за­быта. Достаточно вспомнить Наташу Ростову, которая с гордостью демонстрировала брату ожог от раскаленной железной линейки на руке — знак верности ее другу Соне.

     Смешанные стили, которые пришли вслед за класси­цизмом, не внесли в историю каминов существенных из­менений. Своеобразная революция, коренным образом преобразившая внешний облик очага, произошла только в конце ХIХ — начале ХХ века, когда наступило время модерна. Но дизайнерские находки века, закончившего­ся так недавно, — это уже совсем другая история.

     С каждым годом в нашей стране растет число желающих установить в своем доме камин. В свя­зи с этим возникает важный вопрос: камин в со­временном жилище — просто модное украше­ние или функциональное устройство? Камин -предмет домашнего быта, пришедший из той незапамятной древности, когда первобытный чело­век решился принести в свое жилище огонь, чтобы согреться и приготовить пищу, и устроил открытый очаг. Многие тысячелетия очаг оставался настоль­ко важным средоточием жизнедеятельности чело­века, что сделался священным. И по сей день в некоторых горных местностях даже кровный враг неприкосновенен, если в доме своего кровника ус­пел дотронуться до очага.

     Но и сейчас, когда человечество освоило более эффективные способы использования огня, выражение «домашний очаг», обозначая основополага­ющую ценность жизни каждого человека, вполне современно.

     Домашний очаг в виде камина существует в Ев­ропе очень давно и некоторые свои функции, такие, как просушивание помещения, улучшение цир­куляции воздуха, выполняет до сих пор. Не стоит забывать и об эстетических свойствах камина, ведь, скажем, гостиная с камином, выполненная профес­сионалом, представляет собой уникальное произ­ведение архитектуры.

     В вечернем уюте гостиной камин согревает теп­лом живого огня. И это прямое общение с живой стихией очень важно в нашей жизни. Ведь небо, солнце, луну и звезды, дождь и снег мы видим зачастую через герметически закрытые окна.

     Но способен ли камин эффективно отапли­вать помещение? Как единственное обогревательное средство камин нельзя считать эффективным в таком климате, где требуется непрерывный обо­грев каждой комнаты 5-7 месяцев в году, как в на­ших широтах. У нас в небольшом деревенском доме можно зимовать традиционно с одной печкой, ко­торая работает иначе, чем камин. Все же осталь­ные дома снабжаются системой центрального ото­пления,   если не сетевого,  то автономного.

     При наличии стационарного отопления от камина обогрев не требуется. Еще в энциклопедическом словаре Ф.Ф. Павленкова XIX века камин обозна­чался как «открытый очаг с прямым дымовым хо­дом, служащий не столько для отопления, сколько для вентиляции». За прошедшие сто с лишним лет назначение каминов не изменилось. Если вам в доме необходим отопительный прибор, то суще­ствуют значительно более дешевые и эффектив­ные устройства для обогрева,  нежели камин.

     Основное достоинство этих устройств - срав­нительно небольшой вес, позволяющий установить камин без специального фундамента и на дере­вянном перекрытии. Высокий КПД импортного ка­мина (75-80%) в наших условиях преимуществом не является.

     Как уже было сказано, он полезен в тех широ­тах, откуда этот товар экспортируют, где он может быть единственным в доме источником тепла те 2-3 месяца, когда необходимо более или менее регулярное отопление. Например, средняя темпера­тура января в Мадриде +4°C, в Париже и Лондоне +3°C, в Риме +8°C, а в Москве -18°С. В Западной Европе нет месяца, средняя температура которого была бы минусовой. В Москве же таких месяцев -пять в году.

     А у классического камина с кирпичной топкой КПД составляет 8-10%. И вы не будете испытывать дискомфорта от избыточного тепла, сидя у камина с  чашечкой  кофе   в   отапливаемом помещении.


     В чем же еще заключаются преимущества традиционного камина? Каждый камин классической кирпичной кладки индивидуален. Он дол­жен быть идеально приспособлен к конкретному помещению.   Он может   быть   и  огромным,   и миниатюрным, роскошным, как во дворце, и самым простым. Его можно пристроить к стене или встроить в нее, установить в углу или вообще по­среди комнаты.

     Индивидуальное проектирование каждого ками­на дает простор творческой и инженерной мысли. Как известно, над оформлением каминов работа­ли такие мастера, как Врубель, Шехтель, Гауди. Их камины составляют смысловую и эстетическую до­минанту неповторимого интерьера.

     Камин можно совместить с печью. Однако ка­мин по принципу действия отличается от печи -даже у очень хорошего печника может получить­ся дымящий камин. Поэтому если вы решили обратиться не в фирму, а к частному мастеру, он должен быть специалистом именно по каминам. Постарайтесь посмотреть его предыдущие ра­боты - хотя бы на фотографиях. Если над зевом камина вы увидите копоть - ищите другого мас­тера.

     Важно, чтобы заказчик еще на стадии проекти­рования   дома   вместе   с   архитектором  определил месторасположение камина и его тип. Необходи­мо сразу определиться с тем, нужен ли фундамент для камина? Не следует ли при возведении стены предусмотреть в ней дымовой канал? Такое строи­тельство дымохода обойдется дешевле.

     В     фирме  «Альпари  СТК» вы получите  подроб­ную   и   квалифицированную   консультацию   о   правилах устройства разных видов каминов и дымо­ходов . Специалистами фирмы разработана клас­сическая топка английского типа, выложенная ог­неупорным кирпичом. Она может иметь любые размеры, не требует дорогостоящих металличес­ких дымоходов, так как выдерживает вес кирпич­ной трубы, может использоваться одновременно с основной отопительной системой. Камин с та­кой топкой не дымит ни при какой погоде, отлича­ется долговечностью. Надежность работы этой конструкции проверена  временем.

     Мастера «Альпари СТК» используют разнообраз­ные натуральные материалы: природный камень, дерево, керамику, стекло, бронзу и другие метал­лы. Фирма выполняет заказы не только на проектирование и изготовление каминов, но и на отдель­ные работы (установка топок и дымоходов, обли­цовка уже готовых каминов, изготовление защит­ных экранов и других каминных аксессуаров).

     За рубежом построить камин по индивидуально­му проекту стоит несоизмеримо дороже, чем установить стандартное фабричное изделие с типовой облицовкой. Наш же заказчик получит и оставит на-следникам уникальное произведение искусства за цену, вполне сопоставимую с ценой импортного ка­мина. В некоторых случаях наша цена может ока­заться даже ниже. Кстати, цена, точнее, ценность ав­торского камина и, соответственно, дома, который он украшает, с течением времени неуклонно растет. Материал предоставлен салоном «Камины и камень»   (фирма  «Альпари СТк»)

КОНСТРУКЦИИ     КАМИНОВ

А.   Юдицкий

     Cовременные камины могут иметь вполне тра­диционную конструкцию и классический архитектурный облик - с открытой топочной нишей, вы­ложенной из огнеупорного шамотного кирпича и обрамленной декоративным «порталом». Профес­сионалы называют  его  открытым.   В дизайне   таких каминов, которые облицовываются натураль­ным или искусственным камнем, деревом, часто сохраняются стили различных эпох европейской культуры.

     XX век придал каминам подчеркнутую лаконич­ность форм,   современный авангард приучил потребителя к моде на стиль хайтек, символом которого стал металл.


     Более демократичны камины со вставными топками из чугуна с глухой или прозрачной стеклокерамической дверцей, которая не только пре­дохраняет от «выстреливания» горящих угольев, но и позволяет следить за процессом горения и управлять им. Дверцы могут быть только поворотными или подъемными и поворотными одно­временно. Для того чтобы поднять дверцу (вмес­те с рамой), достаточно легкого нажатия, и она, под действием противовеса, соединенного с ней через портальную рамку тросиками или цепочка­ми, плавно уйдет вверх или, наоборот, опустится. Дверца соединена с рамой шарнирными пет­лями, благодаря чему, находясь в нижнем поло­жении, может открываться вбок. Закрывающаяся топка вместе с теплообменным устройством на­гревается уже через 5-10 мин после розжига топ­лива и обеспечивает КПД до 70-80% вместо 10-15%, которые выдают традиционные камины с открытой топкой. 


С помощью приточных клапа­нов, расположенных ниже дверцы, и вытяжного шибера в патрубке дымовой трубы регулируется интенсивность горения и, следовательно, расход каминного топлива. При небольшом количестве топлива тягу уменьшают, чтобы обеспечить ре­жим замедленного горения, и увеличивают при полной загрузке топки. При энергичном подсосе воздуха попадание в помещение дыма исключа­ется. Определенный недостаток стеклянной двер­цы заключается в том, что в обычном случае ее приходится часто - один-два раза в день - очи­щать от сажи и копоти. Впрочем, в ряде моделей предусмотрена система самоочистки. Кроме того, пользователю камина предлагаются высокоэффективные моющие растворители.

     Нелишне подробнее рассказать об устройстве специальной запорной фурнитуры дверец. Что­бы при открывании дверцы пламя, дым и твер­дые частицы продуктов горения не вырывались наружу, шиберная заслонка в патрубке дымового канала переводится в положение «на ребро», пол­ностью открывая дымовой канал для обеспече­ния максимальной тяги. Этого можно достичь, если установить в горизонтальном положении верхнюю ручку, управляющую через карданную тягу положением шибера и одновременно бло­кирующую открывание дверцы. При горящем ка­мине дверца прижата натяжным запором, и руч­ка может свободно поворачиваться для измене­ния положения шибера в соответствии с желае­мым режимом горения. Дверца, поднимающаяся вместе со своей рамой, блокируется отогнутой лапкой пластинчатого захвата, также связанного с шибером карданной тягой. Привести в движе­ние раму с дверцей можно только, приподняв лап­ку захвата. В нижнем положении, когда дверца прижата запором, образуется, как и в первом случае, люфт, благодаря которому этой же лапкой можно регулировать положение шибера. Что­бы открыть дверцу вбок, нужно также приподнять блокирующую лапку. Когда ручка блокиратора или лапка захвата находятся в самом нижнем поло­жении, горение происходит в специальном замед­ленном режиме благодаря слабой тяге через не­большие отверстия, предусмотренные в пласти­ке шибера, находящегося в это время в горизон­тальном положении. Топки каминов оснащены вы­нимающимся зольным поддоном. Для некоторых моделей предусмотрена установка жаровни типа барбекю

.

     Можно сказать, что камин подобного рода ра­ботает по принципу гигиеничного конвектора с «мягким» нагревом, при котором воздух не перегревается и не пересушивается. Для этой цели на боковых и задней стенках топки предусмотрены часто расположенные пластинчатые выступы, а на верхней, в виде усеченной пирамиды - гофры, уве­личивающие площадь теплообмена с проточным воздухом, движущимся вверх между корпусом топ­ки и наружным корпусом из теплостойкого гипсокартона. Одна часть нагретого воздуха через вер­хнюю решетку корпуса поступает в то же помеще­ние, где установлен камин (принцип конвектора), а другая по двум, а лучше четырем круглым воз­духоводам - в помещение, расположенное выше. Раздачу нагретого воздуха в смежные помещения можно   осуществить   с   помощью   более   маневренных гибких воздуховодов. Для достижения эффекта более полного сгорания топлива под сводом топ­ки устанавливается рассекатель пламени, имену­емый    дефлектором.

     Техническое устройство камина подобного типа рассмотрим на примере одной из типичных моде­лей,  например,   от фирмы Supra.

     Энергоэкономичный вариант по отношению к предыдущей модели - мини-камин Cambord Supra рассчитан на потребителя с имиджем со­временного человека, «умеющего считать с ка­рандашом в руках» и к тому же «экологически со­знательного». Такой камин легко вписывается как в помещение со скромной обстановкой, так и, на­пример, в стильный интерьер пентхауса. Мини-камин благодаря подсосу воздуха через нижнюю колосниковую часть и вытяжке через решетку во внешнем корпусе выполняет функцию отопитель­ного конвектора повышенной эффективности. Режим горения регулируется простым вращени­ем боковой кнопки: «вверх» - при полной загруз­ке топки и «вниз» - при установке режима замед­ленного горения. Для топки используются поле­нья длиной 33 или 50 см и лигнобрикеты. Топка с максимальной загрузкой дров до 3 кг обеспечи­вает  обогрев  100 м2/280 м3 жилья.

     В отношении конструкции каминов отличились финны. Для их кладки компания «Туликиви» использует особую породу природного камня - таль-кохлорит, который быстро аккумулирует тепло и потом долго и равномерно его отдает. По коэф­фициенту теплоемкости талькохлорит превосхо­дит кирпич в 2,5 раза. Камин из талькохлорита массой до 1,5 т с успехом отапливает помеще­ние площадью 3 0 м2, и при этом его корпус не нагревается выше безопасных 70-80°C. Еще одна особенность финских каминов: в дымоходной ча­сти конструкции можно установить тэны со специальным программирующим устройством. Не­смотря на небольшую мощность - всего 2 кВт, за ночь (когда печь не топится) ими можно хорошо прогреть   помещение.


     Западные фирмы-поставщики рекомендуют то­пить камины дровами из бука, дуба, граба, обладающими наибольшей теплотворной способностью. Они должны быть напилены с учетом ширины топ­ки и обязательно расколоты на поленья. Влажность дров не должна превышать 15-25% - идеальная сушка достигается при их двухлетней выдержке в «колодцевой» укладке. Все более популярными, благодаря оптимальному сочетанию цены и тепло­творной способности, становятся лигниновые бри­кеты - тепла от одной их закладки хватает на всю ночь . Камин можно топить и комбинацией из бри­кетов и дров.


     Вместе с каминами предлагаются все более изощренные по дизайну аксессуары: экраны, фигурные подставки для набора, состоящего из ко­черги, каминных щипцов, воздушных мехов и щетки,  декоративные каминные часы,  пластика   (скульптура)   из латуни и камня,  кованые изделия,  кера­мика и т.п.

     Когда по финансовым или по каким-то другим причинам не удается установить камин, обзаводятся печами-каменками, именуемыми в просто­речии буржуйками. Нынешние буржуйки превра­тились в изящных аристократок, способных ук­расить стильный интерьер. Эти сравнительно не­большие стальные или чугунные печи свободно устанавливаются в любом помещении. Инженерам и дизайнерам пришлось основательно пора­ботать, чтобы обеспечить популярность таких пе­чей-каминов. Корпус печей, как правило, укра­шен растительным орнаментом из литого чугуна, неказистую заслонку эффектно заменила стек­лянная дверца из   стеклокерамики,   а КПД повысился в 5-6 раз. Такие печки, если надо, способ­ны обогреть помещение площадью до 2 00 м2. Кстати, богатый чугунный рельеф на печках - это не только украшение, но и способ увеличения пло­щади теплообмена. Печи нетрадиционного дизай­на могут иметь арочное навершие, нишу с пол­кой для разогрева пищи, керамическую или уни­кальную фарфоровую облицовку, которая аккуму­лирует тепло и оберегает от случайных чувстви­тельных ожогов. Легко моющееся керамическое покрытие помогает поддерживать печь в чистом состоянии.


     Топливо может быть самым разнообразным -дрова, уголь, торф, высококалорийные лигнино-вые брикеты. А в некоторых моделях использует­ся даже бумажная макулатура.  Почти во всех печах, как и в каминных топках, применены конст­руктивные решения, защищающие поверхность стекла от осаждения копоти и нагара. Стеклян­ные окошки таких печей остаются всегда чисты­ми и не требуют за собой постоянного ухода. Некоторые модели имеют очень высокий КПД -до 60-72%. Для достижения такого показателя печи снабжаются регулировкой подачи воздуха, что позволяет изменять интенсивность горения и увеличивать время сжигания одной закладки дров до 8-12 ч, а также шамотной футеровкой. В пос­ледних моделях печей стали применять систему дожига отходящих газов, что обеспечивает не только значительное повышение их КПД, но и эко­логически безопасное сжигание топлива. В этом случае отходящие газы сначала нагреваются, а затем возвращаются в камеру сгорания. В резуль­тате следует их повторное воспламенение, что обеспечивает практически полное  сгорание  газов. Дымоходные трубы из жести диаметром 125-15 0 мм отводятся вверх или скрытно - от задней стенки печи. В некоторых случаях используются более маневренные гофрированные трубы. По­скольку стенки печей при работе сильно нагре­ваются, то они могут стать источником возгора­ния и их следует устанавливать на расстоянии от стен и мебели. Площадку пола возле печи жела­тельно выложить плиткой или покрыть невоспла­меняемым    материалом.


     Чтобы обеспечить в печи хорошую тягу, надо придерживаться правила: верхний срез дымовой трубы должен возвышаться над коньком крыши не менее чем на 400 мм. Причем общая высота трубы должна быть как можно длиннее, но не менее 4 м (чем длиннее прямой дымоход, тем лучше тяга). Если диаметр трубы меньше мини­мального значения, если труба состоит из боль­шого количества длинных горизонтальных колен, то это ухудшит тягу и затруднит сгорание топли­ва. И если уж невозможно обойтись без горизон­тального участка трубы, то он должен быть как можно короче и иметь хотя бы небольшой подъем кверху. Все стыки трубы должны быть тщательно подогнаны и иметь уплотнения из асбеста или минеральной ваты. Лучше всего, когда труба от печи идет сразу вверх. Участок дымохода, прохо­дящий через деревянные конструкции, чердак, крышу, необходимо тщательно изолировать. Луч­ше всего подходят для этого специальные двух-контурные (вставленные одна в другую) трубы, зазор между которыми заполняется минеральной ватой. Например, теплоизолятор, поставляемый из Финляндии, выдерживая температуру 800-1000°C, обеспечивает нагрев поверхности двух-контурной трубы до 30 °C.


     К отечественным печам необходимо подо­брать комплект дымовыводящих труб нужного диаметра, исходя из особенностей помещения, где будет установлена печь. Некоторые отечественные производители печей выпускают обширный ассортимент труб разных диаметров. Силу тяги можно определить на глаз по цвету пламени: при недостатке воздуха - пламя красное, с темными полосами; ярко-белый цвет пламени и гудение в дымоходе говорят о том, что тяга избыточна; нор-мальной тяге соответствует золотисто-желтый цвет пламени. Конденсат - распространенная причина засорения труб и ухудшения тяги. Ин­женеры российской фирмы «Синель» разработа­ли оригинальный тройник в основании трубы. Он служит для подсоединения к печи, к системе ды­мовыводящих труб и сбора конденсата. Пока это единственная у нас в стране конструкция, реша­ющая проблему скопления конденсата. Тройник может служить также переходником между отли­чающимися диаметрами входной и выходной труб. Не следует прельщаться дешевыми тонко­стенными трубами из обычного железа, так как они быстро прогорают.

КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ КАМИН

Р.   Байбурова

     Прошли тысячелетия с тех пор, как человек при­ручил одну из самых могучих стихий - огонь. В рели­гиях всех народов мира огню отводилась первосте­пенная роль: в честь него возводили храмы, ему по­клонялись. Мы любим сидеть у костра, возле ками­на; зимними вечерами на нашем столе горят свечи. Огонь динамичен, он словно живой, он дарит тепло, чувство уюта,   умиротворение.

     Множество отопительных приборов, позволяющих поддерживать нужную температуру в помещении, не обладают  той притягательной силой,   присущей каминам. Камин - это «квартира» для огня. И если вы хотите поселить огонь в своем доме, вам нужно знать его «поведение», а также особенности тех или иных каминов. В этой статье мы рассмотрим стальные и чугунные готовые камины и каминные кассеты, топ­ливом для которых служат дрова и уголь.

     Главной особенностью современных каминов яв­ляется их герметичность. Герметичность топочной дверки и золотины по периметру прилегания дости­гается с помощью специальных уплотнительных шну­ров,   которые изготавливаются из негорючих минеральных волокон. Такие шнуры препятствуют поступ­лению «лишнего» воздуха в топочную камеру. Поступ­ление же первичного воздуха для поддержания про­цесса горения регулируется специальной задвижкой, подающей воздух через золотину. Вторичный воздух поступает в место расположения отражательной пе­регородки, где сильно разогретые несгоревшие ле­тучие газы сгорают, отдавая тепло. Это значительно повышает   КПД  камина.

     В конструкциях некоторых моделей каминов пре­дусмотрена регулировка подачи вторичного воздуха через задвижку. В частности, это свойственно ками­нам SOLEI финской фирмы «Кастор». Поэтому про­цесс горения можно довольно точно регулировать. Отсюда и очень высокий КПД камина - до 7 0% (при правильной регулировке подачи воздуха) . У камина открытого типа КПД не превышает 30%. Другими словами, КПД - это показатель того, сколько тепла может извлечь камин из определенного количества топлива.

     Перед покупкой камина определитесь : вы хотите разнообразить интерьер и радоваться игре огня в топке или ставите целью обогрев вашего дома? В первом случае смело покупайте понравившийся вам экземпляр, во втором - обращайте внимание на КПД и тепловую мощность камина, которая непосред­ственно зависит от размера топочной камеры, опре­деляющей количество закладываемого топлива, на­ружной поверхности камина и теплоаккумулирующей массы.

     Покупая камин, просмотрите показатели его пас­порта, где указываются тепловая мощность в кило­ваттах и обогреваемый объем. Для каждого конкрет­ного помещения необходимо учитывать количество дверей и окон и их размеры, теплопроводность стен, минимальную температуру наружного воздуха, нали­чие других нагревательных приборов и даже «цвет­ность» помещения.

     Часто при выборе камина или каминной кассеты встает вопрос: какая лучше - чугунная или стальная и какая долговечнее? Стальная каминная кассета бо­лее дешева, так как проста в изготовлении. Это -плюс. Но сварные швы может «повести», и металл в результате окисления «прогорает». Однако практи­чески все камины выполнены из высококачествен­ной легированной стали. К тому же топка футерова­на шамотным кирпичом или чугунными пластинами, что приводит к уменьшению деформации от окисле­ния,   а также увеличивает аккумуляцию тепла.

     Чугунные каминные кассеты отличаются от сталь­ных тем, что не подвержены деформации и окислению, так как имеют большую массу и хорошо держат тепло после топки. Однако при резких ударах и толчках, на­пример при установке камина, забрасывании тяжелых поленьев в топку, при резком перепаде температур (плескание в топку холодной воды) могут образоваться трещины. Таким образом, шансы на долговечность сталь­ной и чугунной топок можно считать равными.

     В некоторые камины встраивается термостат, ко­торый располагается на выходе из конвекционной камеры и эффективно следит за процессом горения. Вы можете регулировать температуру воздуха на вы­ходе, а в случае повышения температуры задвижка подачи воздуха автоматически задвигается.

     Проще всего монтировать готовые металличес­кие камины. К ним приобретаются модульные дымоходы соответствующего диаметра и собираются из секций необходимые конструкции. Если в капи­тальной стене уже есть дымовой канал, то камин с дымоходом можно соединить при помощи угловых труб с углом изгиба 45 или 90°. Лучшим сечением дымовой трубы является круг. Если же это квадрат или прямоугольник, то в углах трубы дым завихря-ется и снижается тяга. Чтобы увеличить эту тягу, применяют всевозможные трубные насадки - флю­геры и дефлекторы.

     Если вы покупаете камин с высоким КПД, то к нему желательно приобрести электрический дымосос, так как подобные камины имеют пониженную темпера­туру дымовых газов на выходе. Такой дымосос пред­ставляет собой защищенный электровентилятор, уп­равление которым осуществляется непосредствен­но возле камина регулятором.

     Не менее распространены на рынке сбыта и элек­трокамины, которые внешне ничем не отличаются от дровяных. Они удобны тем, что могут устанавливать­ся в любых помещениях, где нет возможности выве­сти дымоход. Тем, у кого существуют проблемы с дровами, можно рекомендовать газовые камины и ка­мины на жидком топливе.

     В качестве топлива для камина можно использо­вать дрова, а также каменный уголь и антрацит, име­ющие высокую теплотворную способность и дающие мало сажи. Что касается древесины, то для топки под­ходят любые породы дерева. Твердая древесина имеет более высокую теплотворность и длинное пламя. Она хорошо подходит для каминов с большим размером топочного отверстия. К твердым породам относятся дуб, клен, яблоня. Мягкой древесине свойственна низ­кая теплотворность, она искрит, создает характерный треск, выбрасывая угли из открытой топки, и доволь­но быстро сгорает. Так же скоротечна жизнь пламени от пересушенных дров. Дрова с оптимальной влажно­стью те, которые пролежали под навесом в поленни­це от года до полутора лет. 

     Все предметы перед камином должны иметь за­щищенную от возгорания поверхность. Портал размером около 1300х1100 мм эффектно смотрится, если его основание расположено на уровне пола. Тогда игра живого огня приобретает особую при­влекательность. Топку меньшего размера желательно поднять над уровнем пола на 300-500 мм. Размеры камина должны соответствовать объему помещения. Слишком большой камин мо­жет способствовать переохлаждению комнаты, вызывать сквозняки, маленький же - не обеспечит нужным количеством тепла.

     Камин служит естественным композиционным центром помещения, создавая чувство комфорта, уюта и способствуя расслаблению организма пос­ле напряженного трудового дня. Возле камина должно быть достаточно места для организации зоны отдыха, где можно разместить столик и несколько кресел. Камин устанавливают в гостиной, зале для приемов, комнате отдыха, кабинете, на закрытой веранде,  в зимнем саду,  предбаннике и т.п.

     Поскольку у камина открытая топочная камера, важно не допускать проникновения дыма в помещение при любых режимах горения. Чтобы этого не происходило, необходимо обеспечивать посто­янную подачу воздуха в верхнюю часть топочного проема. Достигается это за счет придания задней стенке топочной камеры определенной формы, которая изменяет скорость и характер движения дымовых газов в топке, дымосборнике и дымовом канале. Чтобы достичь эффекта эжекторного под­соса воздуха, следует соблюдать известные соот­ношения между площадями сечения топочного окна, дымового канала,   перевала и дымосборника.

     Горение топлива в камине возможно лишь при многократном избытке воздуха. Так как у камина нет дверцы-заслонки, путь дыму из топливника в комнату должен преграждать постоянный приток воздуха, направленный из помещения в очаг и да­лее через дымовую трубу в атмосферу. Чтобы беспрепятственно пропускать мощный поток воздуха, сечение дымовой трубы у камина должно быть боль­ше,  чем у трубы печной. А точнее,   оно должно совпадать с сечением «топочного окна». Чтобы зи­мой растопить долго не работавший и к тому же не оснащенный чердачной заглушкой камин, на его перевале зажигают пару смятых газет, подложив туда материал, дающий большое пламя, - стружку, газеты, хворост. Смысл этой операции - в вытал­кивании из трубы пробки, образованной застояв­шимся холодным воздухом. Грамотно выложенные классические камины не дымят и мало отличаются друг от друга коэффициентом теплоизлучения, га­баритными размерами и конфигурацией топлив­ника. Различия могут касаться лишь использован­ных материалов и дополнительных устройств для распределения  воздуха  в  помещении.

     Масса классического стационарного камина из тугоплавкого шамотного кирпича - около 4-10 т. Для его установки необходим достаточно массивный фундамент или устройство для распределения на­грузки на несущие конструкции здания. Это, ко­нечно, усложняет конструкцию камина и ограничивает возможности его расположения в помещении. У камина с шамотной топкой КПД невелик - около 10-15%. Его небольшое увеличение достигается путем установки колодцев для конвективного теп­лообмена по периметру топливника и уменьшения толщины его стенок. Нагрев помещения за счет кон­вективного теплообмена начинается через 2-3 ч не­прерывного горения очага. Место установки ками­на определяется на стадии проектных работ, а его монтаж ведется при возведении здания или перед чистовой отделкой помещений. Для возведения камина без архитектурной облицовки требуется 7-10 дней.

     Камины из керамического («каминного») кирпи­ча отличаются меньшей массой - всего 300-800 кг. Эта масса вполне вписывается в нормативные на­грузки для гражданских зданий. Поэтому такие камины можно ставить непосредственно на перекры­тия перед чистовой отделкой помещений и демон­тировать при различных перепланировках. Монтаж камина возможен и в эксплуатируемом здании, но при обязательном согласовании с проектной орга­низацией и пожарной службой. Монтаж камина с облицовкой занимает 1-4 дня.

     Камины со стальной или чугунной топкой исполь­зуют для основного или дополнительного обогрева помещений, нагрев которых посредством прямого теплообмена между воздухом и металлическими стенками топливника и трубы начинается через 5-10 мин после розжига. КПД такого камина прибли­жается к 80%. Поскольку масса готового каминно­го «блока» составляет 400-800 кг, его устанавлива­ют до начала чистовой отделки помещений. Воз­можен монтаж камина и в существующем здании, правда, план выведения трубы через междуэтаж­ные перекрытия придется согласовывать с проект­ной организацией. Облицованный камин имеет блочную конструкцию, поэтому его демонтаж не представляет особых трудностей. В каминах с ком­бинированными топками присутствуют  элементы и технические решения, характерные для вышепере­численных конструкций с присущими им достоин­ствами и недостатками.

     Напольная каминная печь - это корпусная кон­струкция из стали или чугуна, устанавливаемая в любом подходящем месте помещения. Своим вне­шним видом и свободной установкой каминные печи напоминают печки «буржуйки», широко рас­пространенные на Западе в начале XX века. Кстати, к буржуям это название отношения не имеет, а происходит от французского «1е bourgogne» - бур­гундский. От обычной «буржуйки» они отличаются прозрачной топочной дверцей, которая дает воз­можность созерцать, как в «настоящем камине», игру живого пламени. Впрочем, дверцы могут быть и глухими - с накладной узорчатой чугуниной. Печи-камины в состоянии обогревать помещения пло­щадью от 20 до 200 м2. В качестве топлива в печах-каминах используются дрова, брикеты каменного или бурого угля, торфа, древесные отходы, бума­га, картон и т.п. В современных печах-каминах при помощи накладных рельефных элементов из чугу­на в точности имитируется классический чугунный декор старых времен, который к тому же значи­тельно увеличивает площадь теплоотдачи топочного корпуса. Почти во всех печах применяется систе­ма защиты поверхности стекла от осаждения копо­ти. Стеклянные окошки таких печей остаются все­гда чистыми и не требуют за собой ухода, избав­ляя своих владельцев от неприятной процедуры удаления копоти. Некоторые модели имеют очень высокий КПД - до 60-72%. Для достижения такого показателя печи снабжаются устройством регули­ровки подачи воздуха, что позволяет менять интен­сивность горения, переводить работу печи в ре­жим газогенерации (тления), при котором одной закладки дров хватает на 8-12 ч. В последних мо­делях печей стали применять систему дожига от­ходящих газов. Это позволяет значительно повы­сить КПД печи и снизить вред, наносимый окружа­ющей среде отходящими газами. Ряд моделей снабжается специальной подставкой из теплоизо­ляционного материала, устройством регулировки по высоте над полом, имеет плиту для приготовле­ния  пищи.

     Если для установки в помещении классичес­кого камина требуется делать прямой широкий кирпичный дымоход, то для печи-камина требу­ется скромный по сечению дымоход диаметром всего 125-150 мм. Для него можно использовать имеющиеся на нашем рынке специальные гоф­рированные газоходы, удобные при прокладке. Поскольку стены печей при работе имеют высо­кую температуру и могут стать источником воз­горания, печи следует устанавливать на доста­точном расстоянии от стен и мебели. Идеальным решением станет устройство специального мес­та для печи с использованием кирпича, камня, керамики. То же касается участка пола, на кото­ром будет стоять печь.

КАМИН - ЦЕНТР СТИЛЕВОГО РЕШЕНИЯ

Т.  Беликова

     Пожалуй, каждый, кто начинает строить загород­ный дом, втайне мечтает о том долгожданном мо­менте, когда все заботы и трудности, без которых не обходится ни одно строительство, останутся наконец позади и можно будет отдохнуть, сидя вечером в удоб­ном кресле у камина...

     Какие бы самые современные средства отопле­ния не были сегодня доступны застройщику, камин все равно занимает особое, почетное место в доме и воспринимается человеком почти как одушевлен­ный предмет, как друг, с которым приятно провести вечер. И впрямь,   если в городской квартире действующий камин - скорее, экзотика, то загородный дом без него просто невозможно представить . За много­вековую историю мастера создали огромное число конструкций и стилей внешнего оформления ками­на, одно лишь перечисление которых заняло бы, по­жалуй, целую книгу. Все они, каждый по-своему, хо­роши, но лучшим будет тот, который в максимальной степени соответствует общей идее интерьера и ва­шему вкусу.

     Существует довольно большое число критериев, по которым могут быть классифицированы камины: по видам расположения, использованным материалам, мощности,   конструкциям топливника и дымохода.

     По видам расположения стационарные камины могут быть условно отнесены к таким типам: закры­тые (встроенные в массив стены одновременно с клад­кой всего дома), полуоткрытые, пристроенные к сте­нам (с выступающим в комнату топливником) и отдель­но стоящие, когда камин особой конструкции разме­щен в центре комнаты. Два последних варианта хоро­ши тем, что могут быть выполнены в уже построенном доме .

     Существует также довольно обширный и разнооб­разный класс нестационарных каминов. Они, как пра­вило, выполняются из металла, а в числе их бесспор­ных достоинств - относительная простота и быстро­та, с которой такие камины могут быть установлены. Некоторые конструкции металлических каминов на­поминают хорошо известные печи - «буржуйки», но тщательность изготовления,   внешнее  оформление,   в котором нередко используется фасонная керамика, не оставляют сомнений в том, что и такая печь-камин станет украшением самого изысканного интерьера.

     Нередко в целях более эффективного использова­ния площади и выделяемой энергии традиционный ка­мин конструктивно объединяют с другими устройства­ми, для работы которых необходимо тепло. Комбини­рованные камины-печи могут встраиваться и в меж­комнатную стену (например, между гостиной и кух­ней) . Сторона, обращенная в комнату, представляет собой камин, а выходящая на кухню - печь для приго­товления пищи. Существуют также конструкции, обо­рудованные  встроенным котлом для нагрева воды.

     Если конструктивные особенности здания, проти­вопожарные требования или другие причины не дают возможности установить в помещении камин, стоит подумать о компромиссном решении - электричес­ком камине или каминной вставке. Их внешний вид полностью повторяет облик настоящего камина, осо­бенно, если в них применяются замечательные по изобретательности и тщательности исполнения ими­тации пламени.

     Комната, где будет располагаться камин, должна быть достаточно большой - для нормального сгора­ния топлива необходим постоянный приток воздуха. Не следует размещать камин у холодной стены (хотя на первый взгляд это самое логичное решение), что приведет к охлаждению газов. Но если конфигурация комнаты не оставляет иного выбора, следует быть го­товым к увеличению затрат для дополнительной теп­лоизоляции дымохода. Нелучшее место для камина и в простенках между окнами или дверями - неизбежно ухудшение тяги.

     Чем массивнее камин, тем лучше он аккумулирует - ровнее отдает и дольше сохраняет тепло. Качествен­но спроектированный и грамотно выполненный камин уверенно обеспечивает отопление помещения площа­дью в 100 м2. В большинстве случаев для строитель­ства стационарных каминов применяется технология кладки из красного огнеупорного кирпича на глиня­ной связке, однако нередко материалом служит при­родный камень и металл.

     Во внешнем оформлении каминов мастера приме­няют самый широкий спектр технологий и отделочных материалов - оштукатуривание, специальный кирпич, керамические изразцы, натуральный камень и дере­во, в том числе ценных пород, металл и кованые эле­менты.

     Вид и состав инструмента для топки камина не изменились за многие столетия: дровница, кочерга, щипцы, совок и экран-решетка. По многовековой тра­диции они выполняются в технике ручной ковки. Этот набор могут дополнять ведерко (если камин топят уг­лем) и ручные меха - для ускорения растопки. Пред­меты для  ухода   за  камином размещаются  на  специ-

     Как же стать обладателем качественного и краси­вого камина, чьими услугами воспользоваться для его постройки? Многие полагают, что работу по устрой­ству камина можно выполнить самостоятельно или по­ручить это одной из многочисленных «диких» бригад строителей, коих так много появилось в последние годы. Конечно, можно поступить и так, но в большин­стве случаев результат может быть предугадан зара­нее . Настоящий камин - «на уровне мировых стан­дартов» - на самом деле весьма сложное сооруже­ние, вобравшее в себя труд не только высококвали­фицированных мастеров печного дела, но и инжене­ров, архитекторов и художников. 

     Несмотря на то что мно­гое в проектировании и строителвстве каминов ос­тается неизменным на про­тяжении веков, сегодня при создании новых моделей с успехом применяются са­мые современные материа­лы и технологии, позволяя придать им недостижимые ранее эксплуатационные ха­рактеристики и давая воз­можность для воплощения смелых архитектурных идей. В качестве одного из таких примеров можно привести специальное термостойкое стекло, применение которо­го дало возможность не только существенно улуч­шить пожарную безопас­ность, но и за счет закрытия топливника снизить тепло-потери, приблизив КПД камина к печам закрытого типа. Топливо в каминах такой конструкции сгорает почти полностью, а стеклянные дверцы-экраны, хит­роумно обдуваемые изнутри воздушным потоком (во избежание оседания копоти) , не мешают любоваться игрой пламени.

     При любом стиле внешнего облика и материале, которые выбраны вами для постройки будущего ками­на, рекомендуем, пожалуй, отдать предпочтение кон­струкциям с колосником - металлической решеткой, на которой горит топливо. По сравнению с каминами с глухим подом колосниковые обеспечивают лучшие ус­ловия горения за счет притока воздуха снизу.

     Сегодня застройщик может воспользоваться услугами специализированных фирм, предлагающих большой выбор готовых решений, многообразных по стилям и видам конструкций. Среди них можно подо­брать образец, в максимальной степени походящий именно для данного сооружения и интерьера. Порой возникает необходимость создания камина по ориги­нальному проекту. Тогда к работе привлекаются ху­дожники и архитекторы. Мастерами создаются набо­ры «именных» аксессуаров и неповторимое оформ­ление лицевой части - портала.

     Какая бы ни ставилась задача - создать единствен­ный в своем роде, великолепный дворцовый камин­ный зал или элегантный небольшой камин для заго­родного дома, обращение к специалистам не только сэкономит время, деньги, но и позволит из всего мно­гообразия возможных вариантов выбрать оптималь­ный, а затем - грамотно воплотить его в вашем доме . Даже самый простой камин стоит немало, но что по­делать - во все времена и во всех странах наличие в доме камина было одним из показателей достатка и высокого статуса его обладателя.

     Топка камина - занятие, способное доставить на­стоящее удовольствие, при условии, что выполня­ется она грамотно и с соблюдением всех необходи­мых мер противопожарной безопасности. Растопка проводится  с  помощью легковозгораемых материалов (щепок, бумаги), но ни в коем случае горючих жидкостей, вроде бензина. Ее можно начинать, толь­ко убедившись в наличии тяги. Следует открыть зад­вижку и поднести к топливнику горящую спичку. Если пламя отклонилось в сторону дымохода - тяга в по­рядке. Если тяги нет - необходимо еще раз убедить­ся, что задвижка открыта, а дымоход не засорен. Нередко причиной отсутствия тяги является холод­ная «воздушная пробка» в каналах дымохода, кото­рая может образоваться даже в теплое время года, если камин давно не топили. Чтобы устранить ее, нужно поднести к дымоходу свернутую в жгут горя­щую газету. Через некоторое время огонь начнет на­гревать холодный воздух, скопившийся в трубе, и восстановит тягу.

     Чаще всего в качестве топлива для камина исполь­зуются дрова. Сгорая, дерево дает красивое пламя и выделяет достаточно тепла. Чем плотнее древесина, тем больше тепла выделяется при сгорании. Самое хорошее топливо - дрова березовые: и греют хоро­шо, и угара выделяют мало. Лиственница тоже выде­ляет много тепла, но угара образует намного больше, поэтому требуется внимательнее следить за топкой. В принципе, годятся и хвойные, и осиновые, и другие поленья. Главное, чтобы дрова были сухими, а сами чурки - одинаковыми по размеру. В начале растопки на колосник кладутся щепки, бумага и несколько тон­ких поленьев. Когда пламя разгорится, можно поло­жить поленья покрупнее, размещая их горизонтально или горкой. Главное - не перегружать камин и дож­даться, когда в нем образуется достаточное количе­ство углей, чтобы новые порции топлива разгорались лучше.

     Другой традиционный вид топлива для каминов -уголь — обладает высокой теплотворной способнос­тью, однако его качество далеко не всегда одинако­во. Важное влияние на процесс горения оказывают однородность фракций и оптимальная влажность, ко­торая не должна превышать 8%. Использовать уголь в качестве топлива возможно, если камин имеет колос­никовую решетку для подачи воздуха в зону горения снизу. Когда растопка разгорится, на нее насыпают мелкий уголь слоем в несколько сантиметров, а за­тем поддерживают пламя, периодически добавляя порции более крупных кусков.

     Конечно, по сравнению с современными автома­тизированными системами отопления, практически не требующими обслуживания, классическому камину (мы не говорим об имитационных, декоративных или элек­трических каминах) необходим постоянный уход. Золу и другие остатки горения, скапливающиеся в топлив­нике, нужно систематически удалять. Даже при самой аккуратной чистке образуется немало пыли, поэтому стоит подумать о приобретении специального пыле­соса. Если под колосниковой решеткой оборудован зольный ящик или канал значительной емкости, убор­ку можно делать реже. Более сложно удалить сажу, оседающую на внутренних стенках дымохода. Эту ра­боту выполняют специальными щетками и скребками с длинной ручкой,  предусмотрительно закрыв отверстие топливника пленкой и защитив находящуюся в комнате мебель. Лицевую поверхность камина от ко­поти очищают содой, скипидаром и специальными моющими средствами, смывая их теплой водой.

     Но все эти хлопоты - ничто по сравнению с удо-вольствием и гордостью, которые невольно испыты­вает каждый владелец красивого камина. Даже если в камине не горит огонь, он невольно притягивает взгляды, становясь центром интерьера. А стоит раз-жечь огонь - и камин «оживет», осветит комнату таин­ственными отблесками пламени, окутывая все вокруг атмосферой романтики и уюта.



Назад в раздел