Из истории изразца



     Понятие керамики (греч. ke-ramos - глина) объединяет в себе из­делия из глиняных масс, которые, для придания им свойств долговеч­ности и прочности,  прошли однократный или многократный обжиг.

     История изразцового искусства уходит своими корнями глубоко в прошлое. В России оно было создано народными умельцами - выход­цами из ремесленной части населения. Красные терракотовые израз­цы впервые начали делать в Москве. Их формовали в резных деревян­ных формах, сушили, а затем обжигали. Печь, облицованная такими изразцами, могла поведать и о мифологических героях, и о сказочных персонажах, и о сценках из повседневной жизни тех лет. Позднее все эти сюжеты стали художественной основой рельефных изразцов с зе­леной поливой.

     Рельефные многоцветные изразцы впервые появились в середине XVII века на территории современной Белоруссии. Там изготавливали глухие (непрозрачные) оловянные эмали четырех цветов: белого, жел­того, бирюзово-зеленого и синего. Еще использовалась прозрачная полива коричневого цвета, которая на красном черепке давала разно­образные коричневые оттенки. Такие изразцы получили название це-нинных. Печи, облицованные многоцветными изразцами, украшали внутреннее пространство храмов,  царских покоев и боярских палат.

     В начале XVII века, когда Петр I строил новую столи­цу, в моду входит расписная дельфтская керамика - фа­янс. Для обучения кафельно­му делу в Голландию отправ­лялись лучшие русские гон­чары Стрельнинского кирпич­ного завода.

     Во второй половине XVIII века появился новый тип из­разца, названный «ковро­вым». Здесь сюжеты на плит­ках заключались в обрамле­ния и вместе составляли оп­ределенную композицию «коврового характера».

     В XIX веке в связи с ре­волюционными преобразо­ваниями жизни и быта в России   спрос   на   изразцы падает. Ручная штучная работа мелких ремесленников не выдержи­вала конкуренции со стремительно врывавшимся в жизнь крупным поточным производством. Закрывались одна за другой артели мас­теров, и к началу XX века секреты русского изразца были почти утеряны.

     Водоворот событий конца XX века в корне меняет уклад жизни на постсоветском пространстве: начинается возрождение многих незас­луженно забытых искусств, исконно русских традиций, ремесел и про­мыслов .

     Среди тех, кто стремится вернуть утраченное искусство, - фирма «Народные промыслы Вялко», которая уже восемь лет собирает и вос­станавливает истинно русские традиции изготовления и росписи из­разца. Специалисты фирмы совершенствуют технологию изготовле­ния изразцов, разрабатывают новые формы, оттачивают технику рос­писи,  расширяют цветовые гаммы красок и глазури.

     Конечно, мастера и художники фирмы не слепо копируют образцы работ своих предшественников, а сочетают традицию с поиском но­вых идей и замыслов, создавая каждый раз самобытные и необычай­но красивые вещи.

                         

     Материал предоставлен фирмой «Вялко»

 



Назад в раздел