Новости

Самая большая школа Тюмени

09:09 04.10.2017

Самая большая школа Тюмени

1 сентября 2017 года открылась самая большая Тюменская школа, в которой будут учиться более 2,5 тысяч школьников, которые раньше должны были ездить в другие районы города.

Для остекления этого...

все новости →

Гибкая черепица на российском кровельном рынке

 Производители битумной черепицы

Совокупные мощности российских производителей битумной черепицы на середину 2013 года (с учетом запуска второго завода «ТехноНИКОЛЬ») составляют около 80 млн. кв. м в год. До сегодняшнего момента ведущими игроками были «ТехноНИКОЛЬ» и «Тегола». Несмотря на пережитый кризис, оба производителя приближаются к полной загрузке своих мощностей. И если лидер рынка решил эту проблему запуском новой линии, то «Тегола», в отсутствие расширения, рискует быть оттесненной на вторые роли. Таблица 1. Характеристики российских производителей гибкой черепицы, объемы выпуска.

Производитель

Регион

Мощности, тыс. кв.м

Приблизительный объем выпуска             в 2013-2014, тыс. кв.м

ООО «Завод Шинглас»

Рязанская область

10000+30000

11000-13000

ООО «ТЕГОЛА Руфинг Продактс»

Московская область

8000

7000-8000

РКРЗ-RoofShield

Рязанская область

15000

3000-5000

ЗАО «РБП» Руфлекс

Саратовская область

15000

1000-2000

Другие («Люберит», «Медная кровля», РКРЗ без RoofShield)

Москва, Екатеринбург, Рязань

200

100-200

Источник: Расчеты ABARUS Market Research на основе данных ФСГС РФ и финансовых показателей предприятий.

Всего в России в 2011 году было произведено около 16,1 млн. кв. м гибкой черепицы. В 2012 году объем производства увеличился на 25,6% до 20,3 млн. кв. м. Поскольку прошлый год ознаменовался расширением мощностей, 2013 год обещал стать богатым на производственные рекорды. Ожидалось, что объем выпуска достигнет 25-27 млн. кв. м, но напряженная экономическая ситуация охладила пыл производителей, поэтому результат оказался более скромным – 22,9 млн. кв.м.В 2014 году прирост выпуска гибкой черепицы либо будет таким же, как и в 2013 году (13%), либо даже выше – 17-18%. В таком случае производство составит практически 27 млн. квадратных метров.

Производство сопутствующих товаров
Крупные производители, как правило, производят весь спектр материалов, необходимых для устройства кровли: это подкладочные материалы, гидроизоляционные, пароизоляционные пленки, карнизные и торцевые планки, водосточные системы и системы вентиляции. Холдинг «ТехноНИКОЛЬ» полностью обеспечивает собственное производство битумной черепицы необходимыми исходными материалами. В рамках холдинга есть производство стеклохолста, два завода по производству минеральной посыпки. Также производятся битумные мастики для приклеивания кровельных материалов.Рязанский картонно-рубероидный завод производит битумную мастику, праймеры, коньково-карнизную черепицу, ендовый ковёр RoofShield и подкладочный ковёр Neoizol на основе полиэстера.ЗАО «РБП» (Ruflex, Саратовская область) также производит все основные компоненты кровельной и гидроизоляционной системы для скатных и плоских кровель, мостов, тоннелей, гидротехнических сооружений.
ООО «ТЕГОЛА Руфинг Продактс» комплектующие для кровли и кровельного пирога частично производит в России, частично поставляет из-за рубежа со своего итальянского завода (в частности, диффузионные мембраны «Дифбар», пароизоляционные мембраны «Алюбар» и «Полибар»). Битумных мастик компания не производит.
 

Ассортимент
Специалисты ABARUS Market Research изучили ассортимент предлагаемой битумной черепицы на российском рынке, включая импортную продукцию, благодаря чему удалось выяснить следующие закономерности. Самой популярной формой гонта на рынке (35% в ассортименте) является так называемая «деревянная дранка». Это прямоугольные пластины с разными по толщине выступами, при монтировании которых на крыше возникает ощущение объемности, рельефности. Это впечатление усиливается благодаря перепаду оттенков цвета на каждой пластине.
Второй по степени популярности оказалась черепица, напоминающая форму пчелиных сот или мозаики – 24% в ассортименте производителей и дилеров. Изготовители такой черепицы также играют с оттенками, в отличие от простой прямоугольной черепицы, которая выглядит на кровле как «кирпичики». Благодаря этому прямоугольная черепица используется в том числе и в качестве фасадного материала. Такая форма черепицы встречается в 19%.


Рисунок 1. Распределение ассортимента форм битумной черепицы, продающейся на российском рынке, по степени популярности, %.'

Распределение ассортимента форм битумной черепицы, продающейся на российском рынке, по степени популярности, %.

Источник: Мониторинг ABARUS Market Research.

Овальная форма гонта, напоминающая рыбью чешую, которую производители также именуют «бобровый хвост» занимает 12% ассортимента. Около 5% приходится на квадратную форму с закругленными или «отбитыми» углами, 3% -- у простой ромбовидной черепицы. Еще реже – 2% в ассортименте – встречается черепица в форме куполов.
Что касается цветовой гаммы, то самым популярным цветом, как ни странно, оказался нейтральный серый. Этот цвет встречается в разном исполнении – от самого светлого, почти белого, до темного, а также с вкраплениями других цветов: серо-зеленый, серо-синий, индиго, серо-коричневый и т.д. Вторым по степени популярности оказался коричневый (или бурый) цвет.

Стоит отметить, что в некоторых случаях коричневый довольно трудно было отделить от красных, терракотовых и рыжих вариантов, так как производители часто смешивают краски в самых причудливых сочетаниях. Именно цвета с «рыжевизной» (терракотовый, янтарный, кирпичный, оранжевый, медный) заняли третье место – 14%. Черепица красных оттенков составляет 11% ассортимента. Оттенки, близкие к песочным (светло-коричневые, темно-желтые, дюна, антик, сандал) встречаются в 7% случаев. Черный цвет (или, точнее, темно-серый) занял 6%. Самый редкий цвет для черепицы – синий, особенно голубой. Таких вариантов нашлось около 4% из всех изученных.
Рисунок 2. Распределение расцветок в рыночном ассортименте битумной черепицы по степени популярности, %.

Распределение расцветок в рыночном ассортименте битумной черепицы по степени популярности, %.
Источник: Мониторинг ABARUS Market Research.
 

Предпочтения потребителей
Основным потребителем гибкой черепицы является частный сектор, то есть индивидуальное малоэтажное строительство. Покупатели из частного сектора приобретают битумную черепицу либо самостоятельно, либо с помощью строительных бригад, которые помогают им строить или ремонтировать сооружения.
Также гибкой черепицей кроются кровли домов, таунхаусов и приусадебных строений в коттеджных поселках. В данном случае спрос на материал предъявляют специализированные строительные компании. Стоит отметить, что для подмосковных коттеджных поселков гибкая черепица не является наиболее распространенным кровельным материалом. Гораздо чаще встречаются крыши из других материалов. Для высокого ценового сегмента это может быть натуральная черепица (цементная или керамическая) или фальцевая металлическая кровля. Также в последнее время получают распространение коттеджи в современном стиле – с эксплуатируемыми плоскими крышами. В таких случаях используются полимерные мембраны.

Для коттеджей из эконом-сегмента для кровли чаще используется металлочерепица. Слабое распространение битумной черепицы при строительстве коттеджных поселков объясняется тем, что для типовых планировочных решений (особенно с небольшим бюджетом) выгоднее крыша несложных форм. И в этом случае металлочерепица оказывается эффективнее в экономическом плане.Отдельная малочисленная категория потребителей – частные предприниматели, имеющие в собственности торговые павильоны, небольшие магазины, ларьки и т.д. Эти строения также иногда кроются битумной черепицей, но значительно реже. Обычно для таких целей используется металлочерепица, профнастил или ондулин.Чаще всего  застройщики делают выбор именно между гибкой черепицей и металлочерепицей. Минимальный угол уклона скатов крыши, заявляемый производителями для обоих видов кровли примерно одинаков: 11-12°. Если строительство дома ведется собственными руками, то специалисты отмечают, что при самостоятельных кровельных работах покрыть крышу гибкой черепицей проще, чем металлочерепицей, но дольше по времени. 

По стоимости всего кровельного ковра крыша из битумной черепицы получается в полтора-два раза дороже металлочерепицы. Стоимость квадратного метра металлочерепицы с обрешеткой составляет 250-550 руб. (без учёта плёнок и утеплителя -- они одинаковые для обоих случаев), стоимость недорогой гибкой черепицы вместе с обрешеткой 450-750 руб. Следует ещё отметить, что доборные элементы для гибкой черепицы обойдутся дороже и расценки строителей на них выше примерно на 50-100 руб/м². В процессе покупки как продавцы, так и сами потребители в первую очередь отталкиваются от конфигурации крыши. Затраты на материалы могут сравняться, если при подсчетах выяснится, что будет много отходов. Продавцы настраивают покупателя, что для гибкой черепицы будет минимум 5% отходов, если на крыше много ендов, фонариков и переломов. 

Это немного по сравнению с тем, если такую крышу крыть другими материалами – металлочерепицей или онудлином. Именно маленькое количество отходов очень выгодно отличает битумную черепицу от металлочерепицы. Строители не рекомендуют выбирать гибкую черепицу, если крыша очень простая по форме – например, обычная двускатная и при этом большой площади.
В этом случае кровля из мягкой черепицы будет выглядеть, как «лоскутное одеяло, накинутое на крышу». Кроме того, поскольку скаты плоские, придется потратить значительные средства и усилия для подготовки основания, так как все неровности после монтажа гибкой черепицы (когда она обмякнет на солнце) будет видно. Если же форма у крыши сложная, с многочисленными перепадами, углами, впадинами, поворотами, мансардными окнами, то недостатки подкровельного ковра будут не так сильно бросаться в глаза, даже если они есть. Именно поэтому гибкую черепицу считают идеальным материалом для сложных крыш.
Если клиент определился с выбором материала в пользу битумной черепицы, то следующим главным фактором принятия решения выступает бюджет. И уже в рамках бюджета покупатель ищет подходящую по цвету и форме черепицу. Если понравившийся вариант оказывается слишком дорог, покупатель будет предпринимать попытки найти такой же вариант (по форме и цвету) среди более дешевых торговых марок.В этом отношении некоторые производители проигрывают. 

Так, компания «ТехноНИКОЛЬ» предлагает широкий выбор форм гонта только в среднем ценовом сегменте своего ассортимента. В дешевых сериях можно выбрать только черепицу в виде сот (шестигранников). А дорогая преимущественно представлена в форме «деревянной дранки» (понятно почему – как мы выяснили ранее, это самая ходовая форма гонта на российском рынке). <
Большой выбор цветов также возможен для черепицы средней цены (от 200 до 300 руб.). В самой дешевой серии «Финская черепица» приходится выбирать только из четырех цветов.Специалисты РКРЗ, по всей видимости, учли этот маркетинговый промах, поэтому предлагают любую форму гонта и любой цвет во всех ценовых категориях своего ассортимента. То есть клиент может для себя выбрать, какой класс черепицы (элит, премиум, классик или эконом) ему по карману, и уже в этом сегменте выбирать форму и цвет. Так, если, например, у «ТехноНИКОЛЬ» понравится цвет «Сандал» или «Миндаль», то выбирать придется из «Ультра-Фокстрот-Аккорд-Сандал» или «Классик-Аккорд-Сандал», т.е. всего 2 варианта в этом цвете. А если понравился «Модерн сандаловый» у РКРЗ, то его можно заказать в варианте и «Фэмили» (200-250 руб.) и «Классик» (300-350 руб.) и «Премиум» (350-400 руб.) и «Элит» (450-500 руб.). Т.е. можно получить одинаковую по внешним характеристикам крышу как за 500 руб. за кв. м, так и за 210 руб. Технические же характеристики – долговечность и т.д. – будут, конечно, не одинаковые, но потребитель заранее согласен на такие условия. Это и есть свобода выбора для клиента, а значит – стабильный спрос на продукцию во всех ценовых категориях.

Впрочем, качественные характеристики не являются последним фактором при выборе торговой марки. В этом случае потребитель опирается на рекомендации специалистов, которые работали с различными материалами. Так, продукция РКРЗ, не успев появиться на рынке, уже снискала высокую оценку кровельщиков. По некоторым данным, СБС-модифицированная черепица RoofShield по качеству равна импортным, а самая дешевая серия FAMILY соответствует средней по уровню KLASSIC от «ТехноНИКОЛЬ». 
Также специалисты обращают внимание на возникающие проблемы со съемом задней пленки, точностью нарезки, наличию наплывов битума на лицевой стороне. По этим параметрам самая дешевая черепица «Акваизол» и «ТехноНИКОЛЬ» имеют нарекания (судя по отзывам на строительных форумах).
В заключение стоит сказать, что собственнику будущего дома следует тщательно контролировать работу кровельной бригады, которая может убедить в том, что при монтаже можно пропускать некоторые шаги, которые прописаны в инструкции. Это может привести к тому, что пропадет заводская гарантия на битумную черепицу. Необходимо соблюдать все требования инструкции, даже те, которые могут показаться нелепыми, как, например, требования к расположению гвоздей. 
 
Никольская В., директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research

 


Возврат к списку